Анализ вероятности возникновения данных негативных факторов
Возможный негативный эффект | Вероятность возникновения | ||
высокая | средняя | низкая | |
Сильный | Усиление диспропорций в уровне экономического развития области. Высокая сырьевая направленность экспорта, зависимость экономики от мировой конъюнктуры на рынке сырья | Снижение мировых цен на рынке благородных металлов. Увеличение расходов бюджета области на финансовое выравнивание муниципальных образований | Снижение инвестиционной активности. Утрата интереса со стороны внешних инвесторов |
Средний | Рост цен на продукцию и услуги естественных монополий. Дефицит высококвалифицированных рабочих кадров | Рост износа основных производственных фондов и изношенности объектов общественной инфраструктуры | Ухудшение экологической ситуации. Техногенные катастрофы. Природные катаклизмы |
Слабый | Увеличение миграционного оттока и естественной убыли населения | Снижение конкурентоспособности региональных товаропроизводителей | Отсутствие стимулов к предпринимательской деятельности |
Значительный негативный эффект при средней вероятности возникновения имеют факторы "Снижение мировых цен на рынке благородных металлов", "Рост износа основных производственных фондов и изношенности объектов общественной инфраструктуры".
Проведенный комплексный анализ сильных и слабых сторон региона, направленных на развитие инвестиционной деятельности в Амурской области, показал, что уровень инвестиционной активности как региональных, так и иностранных инвесторов не полностью соответствует потребностям экономического развития региона и требуется решение проблемы улучшения инвестиционного имиджа области.
Выделены факторы, снижающие инвестиционную активность в Амурской области и подавляющие сам процесс генерации инвестиционных проектов. Эти факторы препятствуют реализации конкретных инвестиционных проектов и поиску способов их осуществления, сужают круг потенциальных инициаторов инвестиционных проектов и программ.
К ним отнесены:
неравные условия для российских и иностранных инвесторов по сравнению с приграничным Китаем, где существует более льготный режим для инвесторов;
узкий выбор использования механизмов привлечения инвестиций из существующих финансовых инструментов. В настоящее время остается практически невозможным доступ к ресурсам государственных компаний "Внешэкономбанк", "Европейский Банк Регионального Развития", Инвестиционного фонда Российской Федерации и т.д. Низка активность коммерческих банков Дальневосточного региона и Амурской области;
отсутствие специализированных структур (агентств по работе с инвестициями и инвестиционными проектами) для содействия инвесторам в сопровождении, реализации и продвижении инвестиционного проекта;
низкий уровень обеспеченности инфраструктурой, прежде всего транспортной. Отсутствие эффективной логистической системы транспортных связей и их взаимоувязки с местами формирования основных грузопотоков;
отсутствие опыта применения государственно-частного партнерства и других прогрессивных инструментов инвестиционной политики;
низкая узнаваемость Амурской области. Динамичное развитие экономики невозможно без наличия благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе и улучшения инвестиционного имиджа области;
отсутствие региональных институтов развития (на уровне Дальневосточного федерального округа или Амурской области), лизинговых и факторинговых компаний;
слабая проработка и некачественная подготовка инвестиционных предложений и проектов (несоответствие международным стандартам) для зарубежных и российских инвесторов.
Анализ ситуации позволяет сделать вывод о том, что, как правило, в экономику области привлекаются инвестиции для реализации отдельных проектов, не увязанных между собой ни сроками реализации, ни результатами. При этом в отдельности они оказывают положительное влияние на социально-экономическое развитие региона.
Разовое привлечение иностранных инвестиций уже недостаточно. Необходимо использовать стратегический подход к управлению инвестиционным процессом в области. При этом привлечение инвестиций невозможно без формирования позитивного имиджа области и хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры.
Появились новые инструменты инвестирования на федеральном уровне, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, созданы Инвестиционный фонд Российской Федерации, ГК "Внешэкономбанк", Венчурный фонд. Однако не все бизнес-планы, имеющиеся у предприятий, соответствуют требуемым стандартам и тем более международным.
На квалифицированную разработку таких проектов у большинства инвесторов нет средств. Именно в этом случае необходимо изыскивать и привлекать дополнительные источники финансирования, стимулируя деятельность по разработке бизнес-планов и применяя новые инструменты инвестирования.
Для стимулирования инвестиционной деятельности на территории Амурской области совершенствуется законодательная база, проводится работа по снижению административных барьеров, предоставляются различные виды государственной поддержки: налоговые льготы и государственные гарантии, субсидируется часть процентных ставок по кредитам банков, предоставляются иные целевые субсидии.
Анализ деятельности Правительства области в инвестиционной сфере отмечает и другие положительные стороны:
разработана и на уровне региона утверждена нормативная правовая база, позволяющая внедрение новых технологий инвестиционной деятельности с получением бюджетного эффекта для каждого конкретного случая инвестирования;
работа исполнительных органов государственной власти области строится не только с представителями крупного бизнеса, но и с малым и средним бизнесом;
проводится мониторинг как крупных проектов, знаковых, так и малых проектов, получающих господдержку из областного бюджета;
осуществляется работа по формированию баз данных по реализации инвестиционных проектов и продвижению инвестиционных предложений.
С целью дальнейшего развития инвестиционной деятельности необходимо постоянно демонстрировать наиболее привлекательные стороны и сектора экономики Амурской области с помощью активной и грамотно поставленной информационной работы.
Создаваемый с ее помощью имидж региона следует при этом рассматривать как хорошо зарекомендовавший себя товар: он должен быть мгновенно узнаваемым и вызывать у потенциальных инвесторов чувство доверия.