Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 07.02.2011 N 36

1.4. Характеристика системы здравоохранения Амурской области


Здравоохранение Амурской области - многофункциональная сложная система, включающая учреждения, организации и иные организационно-правовые формы государственной, ведомственной, муниципальной и частной собственности.

Сеть учреждений здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения Амурской области, в 2009 году была представлена 90 учреждениями, имеющими статус юридического лица, в том числе областной собственности - 23, муниципальной - 67. При этом в области функционировали 52 больничных учреждения: 2 областные больницы (в т.ч. детская) - I уровень, 8 городских больниц (в т.ч. детская) - III уровень, 16 центральных районных больниц - III уровень, 21 участковая больница - IV уровень, 3 специализированных (инфекционная, восстановительного лечения и бальнеологическая) - II уровень, 2 психиатрические больницы - II уровень; 6 диспансеров - II уровень; 22 амбулаторно-поликлинических учреждения: 14 поликлиник (в т.ч. 6 стоматологических) - III уровень, 6 амбулаторий - IV уровень, 2 центра (1 - по борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, 1 - реабилитации слуха "Соната") - II уровень; Дом ребенка, детский санаторий, станция переливания крови, 3 станции скорой медицинской помощи и 4 учреждения здравоохранения особого типа (медицинский информационно-аналитический центр, центр медицинской профилактики, бюро судебно-медицинской экспертизы, центр медицинских резервов "Резерв"). Всего лечебно-профилактических учреждений I уровня - 2, II уровня - 13, III уровня - 38, IV уровня - 27; ЛПУ, расположенных в сельской местности (V уровень),- 35.

Кроме того, 61 муниципальное учреждение на правах подразделений входило в состав либо больничных объединений центральных районных (это 8 больниц поселков городского типа, 15 участковых больниц, 28 амбулаторий) и участковых больниц (7 амбулаторий), либо в состав центральной районной поликлиники (3 амбулатории), а также медицинская помощь сельскому населению оказывалась на 333 фельдшерско-акушерских пунктах.

На конец 2009 г. в лечебно-профилактических учреждениях подчинения министерства здравоохранения области было развернуто 8824 стационарных койки круглосуточного пребывания (без учета коек для новорожденных в акушерских стационарах), обеспеченность населения круглосуточными койками составила 107,6 на 10000 населения, что превышает средний показатель по Российской Федерации 2008 г. на 14,2% (92,4 на 10 тысяч населения).

В 2005 году показатель обеспеченности населения области круглосуточными стационарными койками превышал средний по Российской Федерации уровень на 25%. В результате реструктуризации коечного фонда в 2007 году произошло уменьшение числа круглосуточных стационарных коек на 707, в том числе: по муниципальным учреждениям здравоохранения на 440, по областным учреждениям здравоохранения на 267 коек. К 2013 году планируется приведение числа круглосуточных коек в соответствие федеральным нормативам для реализации территориальной программы государственных гарантий.

В целях оптимизации коечного фонда, проведения мероприятий реформирования здравоохранения к 2012 году планируется уменьшение на 31 юридически самостоятельное учреждение, в том числе: на 3 учреждения второго уровня (центр реабилитации слуха в 2010 году передан в другое ведомство, произошло объединение 2 психиатрических больниц и психоневрологического диспансера); 1 - третьего уровня (за счет объединения 2 городских поликлиник) и 27 - четвертого уровня (за счет объединения муниципальных районов: 21 участковая больница и 6 амбулаторий войдут в состав центральных районных больниц). На базах учреждений IV уровня, подлежавших реструктуризации, планируется открытие общих врачебных практик.

Особое внимание будет уделено созданию и оснащению межмуниципальных специализированных центров для оказания медицинской помощи больным с заболеваниями хирургического профиля и пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

Межмуниципальные центры по оказанию хирургической помощи населению будут организованы на базе центральных районных больниц в городах Белогорск, Свободный, Сковородино, Шимановск, Тында, п. Новобурейский.

В целях совершенствования медицинской помощи пострадавшим вследствие дорожно-транспортных происшествий на базе муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных вдоль ФАД "Амур", в 2011 году запланировано создание травматологических центров по уровням оказания медицинской помощи:

ОГУЗ "Амурская областная клиническая больница" - 1 уровень;

МУЗ "Сковородинская центральная районная больница" - 2 уровень;

МУЗ города Шимановска "Городская больница" - 2 уровень;

МУЗ "Белогорская городская больница" - 2 уровень;

МУЗ "Бурейская центральная районная больница" - 2 уровень;

МУЗ "Магдагачинская центральная районная больница" - 3 уровень;

МУЗ "Свободненская городская больница" - 3 уровень; (ч)

МУЗ "Завитинская центральная районная больница" - 3 уровень;

МУЗ "Архаринская центральная районная больница" - 3 уровень.

Доставка больных для оказания экстренной помощи будет осуществляться по принципу максимальной приближенности населенного пункта к межмуниципальному центру независимо от территориального деления.

Обеспеченность врачами за последние пять снизилась на 2,6% и составила в 2009 году 51,8 на 10 тыс. населения. Несмотря на то, что показатель по области приблизился к среднему по России (43,8 на 10 тыс. нас), в отдельных муниципальных образованиях, особенно северных и отдаленных от центра территориях, обеспеченность врачами ниже среднего показателя по Российской Федерации.

Обеспеченность средними медицинскими работниками с 2005 года снизилась на 2,9%, приблизившись к среднему по России показателю (94,2 на 10 тыс. населения). В отдельных муниципальных образованиях показатель в 2 раза ниже среднего показателя по Российской Федерации.

К 2013 году за счет выполнения программных мероприятий районных целевых программ, создания условий для работы молодых специалистов при реализации федеральных программ и мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, совершенствование организации онкологической помощи, а также оказание медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, на территории Амурской области планируется увеличение показателей укомплектованности врачебным и средним медицинским персоналом.

Показатель

Нормативы
численности
обслуживаемого
населения

Норматив
числа
учреждений

Факт (2009 г.)

План (к 2012 году)

1

2

3

4

5

Число ФАПов

от 300 до 700 человек

428

333

335

Число амбулаторий

3000 чел.

30

35

35

Число врачей общей практики

(далее-ВОП)

1500 чел.

53

23

25

Число
медицинских учреждений 4 уровня

для сельского до 25 тыс. чел.
для городского свыше 25 т ы с . чел.

25

27

25

Число
медицинских учреждений 3 уровня

для сельского до 50 тыс. чел.
для городского свыше 50 тыс. чел. ч

21

37

35

Число
медицинских учреждений 2 уровня

в соответствии с профилями (специализированные диспансеры, больницы, центры)

12

11

12

Число
медицинских учреждений 1 уровня

имеющие лицензию на оказание высокотехнологичной медицинской помощи

2

2

2


Сеть учреждений здравоохранения области практически сбалансирована и отвечает федеральным нормативам. В то же время существует дефицит ФАПов. В ходе программы модернизации вопросы обеспечения ФАПами будут решены по трем направлениями: организация офисов врачей общей практики и комплексных участков, возложение функций оказания первой помощи на домовые хозяйства; организация работы по типу выездных бригад с оптимизацией маршрутизации населения по зоне ответственности ЛПУ. Компенсация дисбаланса по распределению учреждений по уровням оказания медицинской помощи будет решена путем дооснащения ЛПУ в соответствии с порядками и стандартами медицинской помощи.