(с изменениями на 24 апреля 2012 года)
___________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Амурской области от 23 марта 2011 года N 175;
постановлением Правительства Амурской области от 27 апреля 2011 года N 268;
постановлением Правительства Амурской области от 22 августа 2011 года N 535;
постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года N 603;
постановлением Правительства Амурской области от 01 декабря 2011 года N 832;
постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года N 29;
постановлением Правительства Амурской области от 15 марта 2012 года N 107;
постановлением Правительства Амурской области от 24 апреля 2012 года N 227.
____________________________________________________________________________
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Амурской области от 16.12.2010 N 427-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" Правительство Амурской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую региональную программу "Развитие мясного скотоводства Амурской области на 2011-2012 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области А.В.Нестеренко.
Губернатор Амурской области
О.Н. Кожемяко
Отраслевая региональная программа "Развитие мясного
скотоводства Амурской области на 2011-2012 годы"
(паспорт в редакции, введенной в действие постановлением правительства
от 24 апреля 2012 года N 227, - см. предыдущую редакцию)
Наименование программы | Развитие мясного скотоводства Амурской области на 2011 - 2012 годы | |||
Основание для разработки Программы | Поручение губернатора Амурской области | |||
Основные разработчики программы | Министерство сельского хозяйства Амурской области | |||
Цель программы | Создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли мясного скотоводства и увеличения производства мяса | |||
Основные задачи | Для достижения поставленной цели необходимо | |||
Участники программы | Сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности Амурской области | |||
Основные мероприятия программы | Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли специализированного мясного скотоводства, направленных на: ежегодное предоставление субсидий на содержание маточного поголовья в мясном скотоводстве по системе "корова-теленок";
| |||
Сроки и этапы реализации программы | 2011-2012 годы | |||
Исполнители программы | Министерство сельского хозяйства Амурской области | |||
Объемы и источники финансирования | Общий объем расходов на реализацию программы за период 2011 - 2012 гг. составит 59,133 млн. рублей, в том числе: за счет бюджета области - 58,033 млн. рублей; | |||
(строка в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Амурской области от 22 августа 2011 года N 535, - см. предыдущую редакцию) | ||||
Целевые индикаторы и показатели программы | Показатели программы: | |||
Ожидаемые результаты реализации программы | 1. Увеличение объемов производства высококачественной говядины до 0,8 тыс. тонн в 2012 году. |
Отраслевая региональная программа "Развитие мясного скотоводства Амурской области на 2011 - 2012 гг." (далее - Программа) призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли производства говядины в Амурской области и достижения независимости от импорта в снабжении населения этим видом мяса, что является одной из приоритетных целей развития агропромышленного комплекса Амурской области, на реализацию которых направлена деятельность министерства сельского хозяйства Амурской области.
1.1. Анализ ситуации и потенциал развития специализированного мясного скотоводства.
Мясной подкомплекс Амурской области является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом. Вместе с тем в этом подкомплексе накопилось наибольшее количество нерешенных проблем. На протяжении всего периода реформирования агропромышленного комплекса численность поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, объёмы производства мяса снижались и лишь в последние 2-3 года наметился некоторый рост производства и потребления мяса, в основном за счет производства мяса птицы и свинины, которые являются самыми скороспелыми отраслями животноводства.
С 1991 по 2010 гг. численность крупного рогатого скота снизилась с 442,3 до 89,8 тыс. голов. Производство говядины уменьшилось с 66,3 тыс. тонн в 1991 г. до 6,5 тыс. тонн в 2010 г., или в 10,2 раза.
За этот же период в расчете на душу населения уменьшилось производство мяса всех видов с 67,3 до 41,3 кг, потребление - с 69 до 55 кг. Производство говядины уменьшилось с 29,2 до 6,5 кг (в 4,5 раза). Дальнейшее наращивание поставок мяса по импорту и их превращение в основной источник товарного наполнения отечественного мясного рынка в условиях мирового продовольственного кризиса и резкого повышения цен чреваты непредсказуемыми последствиями.
Ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы, и его следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит научно обоснованно и в интересах всего населения в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства.
В настоящее время развитие собственного сельскохозяйственного производства и углубление специализации при производстве продовольствия не только экономически оправдано, но и имеет большое политическое значение, так как от продовольственной независимости страны, в конечном счете, зависит авторитет всего государства.
Для устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства как поставщика высококачественной говядины Амурская область располагает всеми необходимыми предпосылками:
наличие 1,9 млн. га сельхозугодий, в том числе 1,2 млн. га пашни и 0,5 млн. га пастбищ;
апробированная в условиях Амурской области ресурсосберегающая интенсивно-пастбищная технология мясного скотоводства;
ресурсы для разведения и содержания мясного скота до 25 тыс. голов и более.
Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена следующим.
Основным источником производства говядины в Амурской области в 2000-2010 годах являются выбракованные коровы и откормочный контингент из молочных стад, на долю которых приходится почти 98% этого вида мяса.
Согласно прогнозу развития Амурской области до 2025 года дальнейшее развитие молочного скотоводства будет происходить при стабилизации поголовья коров на уровне 68-71 тыс. голов и увеличении объемов производства молока путем повышения удоев.
Это означает, что откормочный контингент из молочных стад в перспективе не увеличится, а ресурсы интенсификации его использования не могут обеспечить значительного увеличения производства говядины в ближайшие 5-10 лет.
Анализ мирового опыта показывает, что удовлетворение платежеспособного спроса на говядину в полном объеме невозможно без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства. В западных странах молочное скотоводство намного раньше, чем в России, перешло на интенсивный путь развития, и одновременно с сокращением поголовья молочных коров увеличивалось число мясных коров в пропорции за одну молочную -1,1-1,2 мясных коровы.
В результате в общем поголовье крупного рогатого скота на специализированный мясной скот приходится в странах ЕС - 40-50%, в Австралии -85%, США и Канаде - 70-75%.
В Амурской области в период с 1991 по 2010 год существенное сокращение поголовья молочных коров не сопровождалось объективно необходимым для сохранения откормочного контингента увеличением численности мясного скота.
1.2. Характеристика проблемы.
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного крупномасштабного мясного скотоводства являются малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.
Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер.
1. Недопустимо низкая доля мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота (7%) и объемов производства говядины на уровне 2,8% означает необходимость фактически заново создавать эту отрасль.
Особенно остро проблема обозначилась в численности и качестве мясного скота племенного назначения. В Амурской области племенная база мясного скотоводства представлена двумя племенными репродукторами по разведению животных герефордской породы общей численностью 1,6 тыс. голов, в том числе 1,0 тыс. голов коров. Из этих хозяйств было продано на племя 285 голов молодняка за 2 года.
Численность племенного поголовья крупного рогатого
скота в племенных репродукторах Амурской области
по состоянию на 1 января 2011 года
Район | Хозяйство | Поголовье (голов) | ||||
всего | в т. ч. коров | |||||
Белогорский | Колхоз "Томичевский" | 659 | 350 | |||
Белогорский | СПК "Октябрьский" | 1044 | 670 |
Максимально от имеющихся племенных коров можно получить на продажу 200 телок, что явно недостаточно для формирования крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства - потребность составляет не менее 1500 телок в год.
Государственная поддержка племенного скотоводства из областного бюджета в размере 10000 руб. на корову в год при наличии теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев распространяется только на племенные репродукторы. Этот механизм поддержки показал свою эффективность.
2. Низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных (коммерческих) стадах.
В среднем продуктивные качества мясного скота герефордской породы в племенных хозяйствах существенно ниже современных показателей в странах с развитым мясным скотоводством. Так, в 2010 году молочность коров в племенных репродукторах - 187 кг по сравнению с 250-320 кг в США, Канаде, Англии, Франции и других странах; живая масса взрослых быков - 823 кг в племрепродукторах (1100-1200 кг в западных странах). В товарных (коммерческих) хозяйствах эти показатели еще ниже.
Такое состояние обусловлено нарушением инфраструктуры отрасли, неэффективными методами испытания быков-производителей, недостатком экономической мотивации обновления маточных стад за счет покупки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалом продуктивности.
3. Неудовлетворительная организация откорма и реализация на мясо молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 330 кг вместо 450- 500 кг.
Такой низкий показатель интенсивности использования откормочного контингента означает, что, согласно экспертной оценке, на откорм до оптимальных весовых кондиций ставят не более 30-35% сверхремонтных бычков, 65-70% бычков забивают неоткормленными в возрасте до 1 месяца.
Реализация маловесного молодняка на мясоперерабатывающие предприятия обусловливает отнесение затрат на убой скота и обработку туши (около 10% от стоимости туши массой 250 кг в ценах 2007 года) на тушу массой 170 кг и менее, что объективно повышает цену мяса, поступающего в розницу.
4. Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и особенно в от кормочных предприятиях, производственная база которых в настоящее время удовлетворяет потребность в скотоместах для откорма молодняка только на 5-8% к имеющемуся откормочному контингенту.
Согласно экспертной оценке, современное специфическое технологическое оборудование по уходу за мясным скотом (расколы с фиксаторами животных, рабочие площадки, весовое хозяйство, огораживание пастбищ проволокой) имеется всего на 1,5-2% мясных ферм и не по всем позициям.
Содержание мясных коров с телятами в облегчённых помещениях и на открытых площадках, а откормочного молодняка - на открытых откормочных площадках типа североамериканских фидлотов - распространено не более чем на 4% животноводческих объектов. Нерешенность этой проблемы приводит к нежелательному удорожанию производства говядины.
Некоторое содействие решению проблемы оказано в рамках национального проекта "Развитие АПК". Однако уровень указанной государственной поддержки для достижения целей программы недостаточен.
5. Низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента.
Естественные кормовые угодья в части районов Амурской области имеют низкую урожайность. Без систематического ухода и коренного улучшения они зарастают кустарником и непоедаемыми травами. В результате мясная корова с телёнком вынуждена при выпасе проходить в сутки десятки километров. На таких выпасах коровы и молодняк на нагуле тратят много энергии кормов на передвижение, а привесы в сутки снижаются до 250-400 г.
В результате в мясных стадах доля пастбищных кормов в годовом рационе составляет всего 19-20% вместо 35-36%, характерных для зарубежной практики.