С целью оптимизации расходов на оказание медицинской помощи в Амурской области проводится поэтапное приведение нормативов объемов медицинской помощи к федеральному уровню: ежегодно планируются уменьшение объемов по стационарной и стационарозамещающей помощи и увеличение объемов по амбулаторно-поликлинической помощи. По амбулаторно-поликлинической помощи плановый норматив соответствует федеральному нормативу.
Мероприятие 4.1. В программе предусмотрено поэтапное внедрение федеральных стандартов медицинской помощи в 2011 - 2012 годах с учетом их приоритетности и возможностей применения в области. Основным направлением внедрения стандартов медицинской помощи является обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями.
На основании методики выбора приоритетных нозологий и расчета стоимости стандартов медицинской помощи с учетом федеральных средств в рамках программы модернизации здравоохранения Амурская область выбрала классы заболеваний по МКБ-10, входящие в систему ОМС, максимально влияющие на формирование показателя смертности населения и госпитальную (внутрибольничную) летальность. Это семь классов заболеваний, которые суммарно дают 88,2% всех смертей в Приамурье, такие как болезни системы кровообращения, новообразования, травмы, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, врожденные аномалии и пороки развития.
Исходя из структуры умерших в регионе была рассчитана доля финансирования для внедрения стандартов медицинской помощи по каждому классу заболеваний.
После этого по каждому классу МКБ-10 был проведен расчет ориентировочного дополнительного объема финансирования из средств федерального фонда ОМС.
На проведение мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи в стационарном секторе было определено финансирование в размере 518,5 млн. рублей в 2011 году и 792,9 млн. рублей в 2012 году (всего - 1311,4 млн. рублей), что недостаточно для обеспечения внедрения стандартов для всех экстренных случаев госпитализации и плановых госпитализаций для онкологических больных. Исходя из общей суммы выделенных средств на внедрение федеральных стандартов оказания медицинской помощи был рассчитан объем финансирования для каждого класса заболеваний.
В связи с ограниченностью финансирования выбраны наиболее приоритетные заболевания в классе МКБ-10. На основании данных формы федерального статистического наблюдения N 14 "Сведения о деятельности стационара" были определены нозологии, лидирующие в структуре госпитализации по экстренным показаниям, а также дающие максимальный процент летальности внутри лечебного учреждения по данному классу заболеваний (доля умерших по заболеванию среди всех умерших в данном классе).
Для онкологических заболеваний принцип выбора экстренного случая госпитализации не применим. На основании данных формы N 35 "Сведения о больных злокачественными новообразованиями" был рассмотрен весь класс онкологических заболеваний. Здесь наибольшее внимание было уделено локализациям, лидирующим в структуре онкологических случаев и дающим максимальный процент среди умерших больных от злокачественных новообразований.
На основании полученных расчетов по объему финансирования в классе и данных о числе экстренных госпитализаций, а также экстренных и плановых госпитализаций по поводу онкологических заболеваний был проведен расчет объема дополнительного финансирования на каждый случай госпитализации.
После выбора необходимых региону стандартов медицинской помощи и проведенных расчетов необходимого для их внедрения объема финансирования на территории Амурской области в 2011 - 2012 годах планируется внедрить 16 федеральных стандартов: болезни системы кровообращения - 2, онкологии - 1, психические расстройства - 2, травматологии - 3, туберкулез - 1, болезни органов дыхания - 1, неонатологии - 3, родовспоможение - 1, ИППП - 1, болезни органов пищеварения - 1.
В целях обеспечения качества медицинской помощи населению внедрение федеральных стандартов предусмотрено во всех стационарных учреждениях здравоохранения области.
Внедрение стандартов медицинской помощи является наиболее перспективным направлением развития здравоохранения, позволяющим планировать и обосновывать объемы и необходимые затраты на оказание медицинской помощи, защищать права пациента и врача при разрешении спорных и конфликтных вопросов. Стандартизация гарантирует оказание полного объема медицинской помощи вне зависимости от места проживания пациента, а также применение единых методик лечения и диагностики, основанных на принципах доказательной медицины.
Использование стандартов медицинской помощи позволяет осуществлять оценку и контроль качества медицинской помощи в медицинских учреждениях на основе единых подходов.
Медицинские стандарты позволяют производить расчет и обоснование необходимого уровня финансирования государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и материально-технического обеспечения учреждений, обеспечивают формирование более высоких требований к материально-техническому и кадровому обеспечению оказания медицинской помощи (стандартов оснащения медицинских учреждений, перечней лекарственных средств, предоставление которых финансируется государством, стандартов аттестации медицинских работников и прочее) в соответствии с требованиями клинических руководств и медицинских стандартов.
Развитие системы медицинских стандартов, бесплатное лечение по которым обеспечивается государством, в 2011 - 2012 годах будет определено сложившейся в области медико-демографической ситуацией, а также ведущей структурой смертности и заболеваемости, и направлено на совершенствование оказания медицинской помощи:
больным педиатрического профиля и новорожденным;
больным акушерского профиля;
больным кардиологического профиля;
больным с сосудистыми заболеваниями нервной системы;
больным онкологического профиля;
больным, пострадавшим вследствие травм;
больным с инфекциями, передаваемыми половым путем;
больным с психическими расстройствами;
больным с наркологическими расстройствами;
больным с бронхолегочными заболеваниями.
Предстоит привести в соответствие требованиям федеральных порядков и стандартов оказания медицинской помощи материальную базу учреждений здравоохранения, их кадровый состав.