Мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение в Амурской области охватывают 79 медицинских организаций (муниципального и областного подчинения), из них 61 медицинскую организацию, участвующую в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
В системе здравоохранения области сложилась инфраструктура, базирующаяся на современных информационных технологиях и включающая в себя фрагменты локальных вычислительных сетей крупных медицинских организаций (ГБУЗ АО "Амурская областная клиническая больница", ГБУЗ АО "Амурская областная детская клиническая больница", МБУЗ "Городская клиническая больница" г. Благовещенск, МБУЗ "Городская поликлиника N 3" г. Благовещенск, МБУЗ "Ивановская центральная районная больница"), достигнут достаточно высокий уровень унификации прикладного программного обеспечения.
Оснащенность медицинских служб медицинских организаций области вычислительной техникой составляет 27,7%. Всего по организациям 2353 компьютера, в том числе со сроком эксплуатации 5 и более лет - 904 (38,4%). Причем только 1194 (50,7%) компьютера из общего количества находятся в составе автоматизированных рабочих мест медицинских работников. Имеют собственные веб-сайты 12,7% организаций.
Учитывая географические особенности области, как нигде остро стоит вопрос информатизации здравоохранения, внедрения телекоммуникационных технологий. В настоящее время не во всех медицинских организациях имеется возможность выхода в Интернет (74%). Отсутствует техническая возможность ведения медицинских документов в электронном виде, осуществления автоматизированной записи на прием к врачу, формирования баз данных. Развитие информатизации здравоохранения - единственная возможность обеспечить надлежащее качество оказания экстренной и неотложной медицинской помощи населению области, особенно в труднодоступных и отдаленных территориях.
Министерством здравоохранения области последовательно реализуются мероприятия, направленные на создание единого информационного пространства. В 2010 году в рамках программы оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистой патологией в работу четырех медицинских организаций внедрена телемедицинская сеть области ГБУЗ АО "Амурская областная клиническая больница", МБУЗ "Городская клиническая больница" г. Благовещенск, ГБУЗ АО "Свободненская городская больница", МБУЗ "Райчихинская центральная городская больница". В каждое учреждение приобретено по 2 телемедицинских комплекса: один - передвижной, второй - стационарный. Регулярно проводятся телемедицинские консультации в режиме "on-line", передаются и накапливаются данные о результатах компьютерной томографии.
Информационные ресурсы системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования области включают в себя следующие регистры и базы данных:
1. Регистр застрахованного населения области, сбор и выверку которого осуществляют страховые медицинские организации (далее - СМО) и территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС), установленный в учреждениях здравоохранения, ТФОМС, медицинских учреждениях.
2. Медико-статистическую персонифицированную базу данных медицинских услуг, оказанных населению Амурской области, содержащую информацию об услугах амбулаторно-поликлинической, стационарной, неотложной, стоматологической помощи.
3. Электронные реестры счетов оказанных медицинских услуг на уровне учреждений здравоохранения.
4. Данные о льготном лекарственном обеспечении.
5. Персонифицированную заявку на лекарственные средства граждан, имеющих право на набор социальных услуг.
6. Различные федеральные и региональные регистры, связанные с заболеваемостью населения.
7. Статистические сведения о здоровье населения и показатели деятельности медицинских учреждений.
8. Региональный сегмент Федерального регистра по кадровому составу медицинских учреждений.
9. Нормативно-справочные и другие базы данных.
Вместе с тем отсутствие единого централизованного управления субъектами информационной системы приводит к разобщенности и дублированию работ по информатизации, нерациональному расходованию средств. Необходимо решение вопросов, связанных с выравниванием технических возможностей медицинских учреждений, укомплектованностью информационных служб квалифицированными кадрами. Возрастает роль организационного, методического, технологического и законодательно-правового обеспечения процесса информатизации. Требуют дальнейшего решения вопросы защиты персонифицированной информации, хранящейся или передающейся в электронной форме. Одной из актуальных задач на сегодняшний день является необходимость закупки лицензионного системного программного обеспечения.
С помощью медицинских информационных систем производятся сбор статистических данных (по формам госстата и формам Минздравсоцразвития России о состоянии здоровья населения и объемах медицинской помощи, в т.ч. в разрезе отдельных групп пациентов) и обмен телемедицинскими данными. Предполагается в 2011 - 2012 годах не оптимизировать количество разновидностей используемых в медицинских учреждениях МИС, а приоритетно внедрять МИС, реализующую функциональность медицинских учреждений в полном объеме и в едином информационном пространстве, что позволит сократить затраты на поддержку и доработку данных МИС.
Локальные медицинские информационные системы (системы, реализующие частичную функциональность медицинских учреждений, или системы, работающие на различных компонентах или функциональных подсистемах, не имеющие единой информационной платформы) находятся на эксплуатации во всех медицинских учреждениях, реализующих частичную функциональность медицинских учреждений, такую как персонифицированный регистр граждан по отдельным нозологическим формам заболеваний при лечении в амбулаторно-поликлинических условиях, персонифицированная заявка лекарственных средств гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь, персонифицированный регистр граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию, и т.п.
Отдельные персональные электронно-вычислительные машины (далее - ПЭВМ), имеющие доступ к общим ресурсам Амурской области, подключены к федеральным регистрам и работают в медицинских учреждениях области с целью решения следующих задач: ведение регистров по выявляемости и пролеченности по онкологическим и сердечно-сосудистым заболеваниям, оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, общие данные по инвалидам, ведение льготных рецептов по семи нозологиям.
Все 1619 рабочих мест, добавляемых в 2011 - 2012 годах, являются терминальными станциями. В учреждения здравоохранения будут поставляться типовые автоматизированные рабочие места, учитывающие специфику процесса оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения.
Основу предлагаемого инфраструктурного решения составляют терминальные станции (тонкий клиент). Терминальное рабочее место комплектуется многофункциональным устройством (из расчета одно устройство на два рабочих места), модулем доверенной загрузки.
В каждое учреждение будут поставлены устройства чтения контактных смарт-карт и 2-мерных штрих-кодов (далее - сканер медполиса/УЭК).
В составе структурированной кабельной сети (далее - СКС) предусмотрена разработка элементов магистральной кабельной подсистемы комплекса зданий и магистральной кабельной подсистемы здания, а для крупных учреждений здравоохранения (более 40 АРМ) активного и пассивного сетевого оборудования.
Работы по созданию СКС должны обеспечить высокоскоростную передачу данных по ЛВС и высокоскоростной выход в Интернет.
Для организации системы связи специального назначения (специализированные закрытые средства связи и информационного обмена) планируется организация локальных узлов связи защищенного информационного обмена с использованием криптомаршрутизаторов.
В большинстве населенных пунктов качественный канал связи скоростью более 2 Мб/с невозможно организовать по техническим причинам, либо ежемесячная стоимость аренды канала его составляет более 40 тыс. руб. Так, ежемесячная стоимость существующих выделенных каналов связи пропускной способностью 2 Мб/с составляет в г. Благовещенск 10 тыс. руб., в г. Белогорск - 23 тыс. руб., в г. Свободный - 25 тыс. руб., в г. Шимановск - 26 тыс. руб., в г. Райчихинск - 43 тыс. руб.
В данных условиях единственно оптимальным решением, не увеличивающим текущие расходы медицинских учреждений, является организация локальной серверной архитектуры для организации терминальной сессии на локальном сервере через локально-вычислительную сеть учреждения. При таком подходе в центр обработки данных идут запросы только для работы с медицинской информационной системы. Канала в 2 Мб/с будет вполне достаточно для полноценной работы системы.
В связи с этим планируется создание 39 локальных серверных узлов в 34 крупных медицинских учреждениях.