Механизм реализации государственной поддержки по данному направлению определяется федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 гг. и заключается в предоставлении на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета и консолидированного бюджета Амурской области субсидий на следующие цели:
возмещение затрат застройщиков по проектам жилищного строительства по уплате процентов по кредитам, привлеченным для обеспечения территорий жилой застройки объектами коммунальной инфраструктуры;
финансирование строительства автомобильных дорог к новым микрорайонам массовой многоквартирной и малоэтажной жилой застройки;
финансирование строительства объектов коммунальной инфраструктуры и социальной сферы для проектов комплексного освоения и развития территорий.
Исходя из объемов жилищного строительства в Амурской области на период действия программы расчетная стоимость обеспечения территорий застройки инженерными сетями будет определяться с учетом прогноза увеличения стоимости, рассчитанной с применением коэффициента-дефлятора.
Учитывая невозможность решения вопроса обеспечения жилой застройки инженерными сетями полностью ни за счет средств бюджетов всех уровней (ограниченность ресурсов для осуществления государственных капитальных вложений), ни за счет средств застройщиков (автоматический перенос затрат на строительство сетей на стоимость жилья и, тем самым, резкое снижение его доступности для населения), предполагается разделение стоимости строительства жилья и стоимости строительства инженерных сетей.
Практика показывает, что без активной синхронизации инвестиционных программ развития естественных монополий с комплексными программами регионального и муниципального развития невозможно обеспечить необходимый уровень развития региональной инфраструктуры. На модернизацию существующей и строительство новой инфраструктуры требуются значительные средства, что еще более актуализирует наличие комплексного подхода к решению этой проблемы.
В Амурской области естественные монополии играют значимую роль в региональном развитии. От их функционирования зависит экономическая безопасность региона. К основным естественным монополистам относятся ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ОАО "ФСК ЕЭС"), ОАО "Газпром", ОАО "Российские железные дороги", монополистам регионального уровня - компании, оказывающие услуги в области жилищно-коммунального хозяйства, - ОАО "КСБ" и ОАО "АКС".
С точки зрения регионального развития естественные монополии рассматриваются как важнейший структурообразующий фактор. Наряду с этим они играют стабилизирующую роль в экономике. Используя преимущества своего монопольного положения на рынке, прежде всего достаточно высокую устойчивость, они вырабатывают стратегическую линию поведения на средне- и долгосрочную перспективу. Заключение долгосрочных соглашений между монопольными производителями и интеграция проектов монополий и региональных проектов создают основу для инфраструктурного развития и повышают инвестиционную привлекательность российских регионов.
В мае 2010 года Правительство Амурской области заключило соглашение о сотрудничестве по вопросам развития Единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее - ЕНЭС) с ОАО "ФСК ЕЭС", целью которого являются координация деятельности по вопросам перспективного развития электроэнергетики Амурской области, разработка с учетом социально-экономических программ развития программ строительства и реконструкции объектов ЕНЭС и прочих, представляющих взаимный интерес.
Инвестиционной программой ОАО "ФСК ЕЭС" на 2010 - 2012 гг. предусмотрено строительство двух электросетевых объектов напряжением 500 кВ и шести электросетевых объектов напряжением 220 кВ. Помимо этого в рамках указанного соглашения обозначен перечень мероприятий по строительству и реконструкции объектов электросетевого хозяйства ОАО "ФСК ЕЭС" на территории Амурской области.
Например, строительство ВЛ-220 кВ Благовещенск - Тамбовка - Варваровка с ПС 220 кВ Тамбовка (107 км) осуществляется для повышения надежности электроснабжения потребителей г. Благовещенск, а именно в г. Благовещенск расположены основные площадки комплексной застройки. Расширение ОРУ (открытые распределительные устройства) 220 кВ на ПС 220/110 кВ г. Тында и реновация самой подстанции в г. Тында позволят вести новое строительство в г. Тында для целей переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Эти позиции, в свою очередь, оказывают влияние на формирование региональных и муниципальных программ инфраструктурного развития.
После строительства и модернизации указанных объектов электросетевого хозяйства региональные монополисты - ОАО "КСБ" и ОАО "АКС" прокладывают линии электропередачи до площадок комплексной застройки. Такой подход позволяет делать площадки комплексной застройки более привлекательными для привлечения инвестиций и значительно удешевляет стоимость инженерной инфраструктуры на самом участке и, следовательно, стоимость 1 кв. м вновь возводимого жилья.
Такой прозрачный характер работы монополии позволяет вести совместную работу по поиску инструментов реализации проектов, имеющих региональное значение, и учитывать тенденции развития монополий на региональном уровне, дополняя федеральную инфраструктуру региональной.
Аналогичный алгоритм отрабатывается Правительством Амурской области с ОАО "Газпром". В 2009 г. утверждена схема газификации Амурской области с подробной схемой расположения объектов газовой инфраструктуры в каждом муниципалитете Амурской области. В настоящее время подготовлено к подписанию соглашение о сотрудничестве между Правительством Амурской области и ОАО "Газпром", после подписания которого будет разработана программа строительства инфраструктурных объектов.
Строительство объектов коммунальной инфраструктуры будет осуществляться организациями коммунального комплекса - сетевыми компаниями с их последующей эксплуатацией. Окупаемость их затрат на строительство достигается путем формирования и защиты инвестиционных программ развития, взимания с потребителей платы за подключение к построенным объектам, а также включения инвестиционной составляющей в надбавку к тарифу на оказание жилищно-коммунальных услуг.
Инвестиционные программы будут коррелировать с разрабатываемыми и утверждаемыми органами местного самоуправления программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Для проектов комплексной малоэтажной застройки в период реализации программы будут рассматриваться механизмы обеспечения их автономными источниками энергии, в том числе и на основе переработки вторичного сырья и отходов.
Для развития индивидуального жилищного строительства предусматриваются дополнительные меры, направленные на инфраструктурное обеспечение застраиваемых земельных участков.