Анализ вероятности возникновения данных негативных факторов Вероятность возникновения
Возможный негативный эффект | Высокая | Средняя | Низкая | |
Сильный | Усиление диспропорций в уровне экономического развития области. Высокая сырьевая направленность экспорта, зависимость экономики от мировой конъюнктуры на рынке сырья | Снижение мировых цен на рынке благородных металлов. Увеличение расходов бюджета области на финансовое выравнивание муниципальных образований | Снижение инвестиционной активности. Утрата интереса со стороны внешних инвесторов | |
Средний | Рост цен на продукцию и услуги естественных монополий. Дефицит высококвалифицированных рабочих кадров | Рост износа основных производственных фондов и изношенности объектов общественной инфраструктуры | Ухудшение экологической ситуации. Техногенные катастрофы. Природные катаклизмы | |
Слабый | Увеличение миграционного оттока и естественной убыли населения | Снижение конкурентоспособности региональных товаропроизводителей | Отсутствие стимулов к предпринимательской деятельности |
Выделены факторы, снижающие инвестиционную активность в Амурской области и подавляющие сам процесс генерации инвестиционных проектов. Эти факторы препятствуют реализации конкретных инвестиционных проектов и поиску способов их осуществления, сужают круг потенциальных инициаторов инвестиционных проектов и программ.
К ним отнесены:
- неравные условия для российских и иностранных инвесторов по сравнению с приграничным Китаем, где существует более льготный режим для инвесторов;
- узкий выбор использования механизмов привлечения инвестиций из существующих финансовых инструментов. В настоящее время остается практически невозможным доступ к ресурсам государственных компаний "Внешэкономбанк", "Европейский Банк Регионального Развития", Инвестиционного фонда Российской Федерации и т.д. Низка активность коммерческих банков Дальневосточного региона и Амурской области;
- отсутствие специализированных структур (агентств по работе с инвестициями и инвестиционными проектами) для содействия инвесторам в сопровождении, реализации и продвижении инвестиционного проекта;
- низкий уровень обеспеченности инфраструктурой, прежде всего транспортной. Отсутствие эффективной логистической системы транспортных связей и их взаимоувязки с местами формирования основных грузопотоков;
- отсутствие опыта применения государственно-частного партнерства и других прогрессивных инструментов инвестиционной политики;
- низкая узнаваемость Амурской области. Динамичное развитие экономики невозможно без наличия благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе и улучшения инвестиционного имиджа области;
- отсутствие региональных институтов развития (на уровне Дальневосточного федерального округа или Амурской области), лизинговых и факторинговых компаний;
- слабая проработка и некачественная подготовка инвестиционных предложений и проектов (несоответствие международным стандартам) для зарубежных и российских инвесторов.
Анализ ситуации позволяет сделать вывод о том, что, как правило, в экономику области привлекаются инвестиции для реализации отдельных проектов, не увязанных между собой ни сроками реализации, ни результатами. При этом, в отдельности, они оказывают положительное влияние на социально-экономическое развитие региона.
Разовое привлечение иностранных инвестиций уже недостаточно. Необходимо использовать стратегический подход к управлению инвестиционным процессом в области. При этом привлечение инвестиций невозможно без формирования позитивного имиджа области и хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры.
Появились новые инструменты инвестирования на федеральном уровне, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, создан Инвестиционный фонд Российской Федерации, ГК Внешэкономбанк, Венчурный фонд. Однако не все бизнес-планы, имеющиеся у предприятий, соответствуют требуемым стандартам и тем более международным.
На квалифицированную разработку таких проектов у большинства инвесторов нет средств. Именно в этом случае необходимо изыскивать и привлекать дополнительные источники финансирования, стимулируя деятельность по разработке бизнес-планов и применяя новые инструменты инвестирования.
Для стимулирования инвестиционной деятельности на территории Амурской области совершенствуется законодательная база, проводится работа по снижению административных барьеров, предоставляются различные виды государственной поддержки: налоговые льготы и государственные гарантии, субсидируется часть процентных ставок по кредитам банков, предоставляются иные целевые субсидии.
Анализ деятельности Правительства области в инвестиционной сфере отмечает и другие положительные стороны:
- разработана и на уровне региона утверждена нормативная правовая база, позволяющая внедрение новых технологий инвестиционной деятельности с получением бюджетного эффекта для каждого конкретного случая инвестирования;
- работа исполнительных органов государственной власти области строится не только с представителями крупного бизнеса, но и с малым и средним бизнесом;
- проводится мониторинг как крупных проектов, знаковых, так и малых проектов, получающих господдержку из областного бюджета;
- осуществляется работа по формированию баз данных по реализации инвестиционных проектов и продвижению инвестиционных предложений.
Также в рамках долгосрочных целевых программ продолжится формирование благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства.
По долгосрочной целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области на 2011 - 2013 годы", направленной на создание условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства, повышение его роли в социально-экономическом развитии области, предусматриваются:
совершенствование действующей нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие малого и среднего предпринимательства Амурской области;
развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях;
информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;