Для обеспечения образовательной деятельности и активности всех слоев населения как основы благосостояния граждан, социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации населения в регионе необходимо создание определенных условий и образовательной среды, которые могут способствовать реализации поставленных задач.
Объектом работ является образовательная система области, предметом - формирование современной модели регионального образования, совершенствование его содержания и структуры, обеспечивающее ее стабильное функционирование и развитие.
Цель на данном этапе - создание социальных, правовых и педагогических условий для устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества, региона и государства.
Для успешного функционирования и дальнейшего развития региональной образовательной системы необходимо создание среды, в которой она способна развиваться оптимальными темпами.
Решение задач модернизации образования диктует необходимость создания иной модели управления отраслью. Программа развития образования области является важнейшим инструментом управления изменениями в региональной образовательной системе. Ее реализация должна привести к повышению качества общего и начального профессионального образования, обеспечению равенства доступа к качественному образованию независимо от места жительства учащихся и их социального положения, большему соответствию содержания образования требованиям потребителей образовательных услуг и рынка труда.
Реализация программы позволит создать целостную и открытую систему образования, быстро и адекватно реагирующую на изменяющиеся запросы потребителей образовательных услуг и рынка труда, создание системы эффективного управления изменениями в региональном образовании, направленной на формирование, прежде всего, нового качества образования.
Новое качество образования определяется состоянием и результативностью процессов образования, его соответствием потребностям и ожиданиям обучающихся и профессиональных компетенций личности.
Важным приоритетом развития системы становятся обновление содержания образования, мониторинг качества образования, проведение экспериментов по обновлению содержания и структуры образования, введение новых организационно-экономических механизмов развития этой сферы.
В целях достижения современного качества образования совершенствуются его структура и содержание.
В связи с этим одной из приоритетных задач в развитии современной модели регионального образования являются выявление, развитие и поддержка творческих, одаренных детей.
В областной системе образования 30% общеобразовательных учреждений, условия в которых не отвечают современным требованиям осуществления образовательного процесса.
Возрастает потребность населения области в услугах дошкольного образования. Имеющаяся сеть дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) не способна удовлетворить спрос населения на дошкольные образовательные услуги по следующим причинам:
дефицит мест в ДОУ;
увеличение числа переукомплектованных ДОУ;
старение и износ материально-технической базы ДОУ.
Важность и значимость дошкольного образования обусловлены тем, что только в обществе сверстников через грамотно организованные специфические виды детской деятельности (игру, конструирование, изобразительную деятельность и др.) у ребенка дошкольного возраста развиваются мышление, память, воображение, речь, что позволит ему успешно обучаться по любой программе в школе, усваивать разнообразную информацию.
Кроме того, сегодня система дошкольного образования рассматривается как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации.
В образовательных учреждениях области наметилась устойчивая тенденция системного подхода к воспитанию, созданию комфортной психологической атмосферы в коллективах, где большое внимание уделяется проблеме социального, профессионального самоопределения учащихся, развитию их социальной компетенции. Одной из основных проблем можно считать отсутствие возможности получения качественного образования детьми-инвалидами в дистанционной форме, а также ограниченное число образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов.
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей-инвалидов рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. В Амурской области создается единое образовательное пространство, осуществляющее образовательную, психолого-педагогическую, медико-социальную, профессиональную и социальную реабилитацию детей-инвалидов. В качестве эффективного средства организации образования детей-инвалидов целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Дистанционное обучение представляет собой новую форму получения образования именно для тех семей, которые не могли позволить себе обучение детей в обычных школах. Основной целью реализации мероприятия является достижение высоких результатов в развитии личности обучаемого на основе использования в процессе обучения новых моделей освоения общеобразовательных программ в дистанционной форме.
Проблема состояния здоровья подрастающего поколения в области, как и в целом по России, за последние годы серьезно обострилась и вызывает обоснованное беспокойство как у врачей, так и у педагогических работников и родителей. Одним из основных факторов, негативно влияющих на растущий организм ребенка в современных условиях, признано ухудшение питания детей.
Недостаточный охват обучающихся горячим питанием обусловлен слабой материально-технической базой пищеблоков, высокой изношенностью холодильного оборудования, его несвоевременным ремонтом и заменой, что приводит к нарушению санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов.
Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и общественных объединений в обеспечении здоровья подрастающего поколения должно стать обеспечение полноценного питания детей в период их пребывания в образовательном учреждении.
Проводимая модернизация российского образования требует развития приоритетных направлений образовательного учреждения, системы обучения и воспитания, профессионального потенциала педагогических работников. Мотивация успешного продвижения педагогического работника по инновационному пути положительно влияет на формирование эффективной системы для всего учебно-воспитательного процесса. Главным ориентиром для педагогических работников становятся способность к самоорганизации, активное участие в общественной деятельности и презентация собственных достижений. Первоочередной задачей при этом является обязательное создание условий для профессионального и личностного роста каждого педагогического работника. В результате происходит становление принципиально нового механизма взаимодействия всех участников педагогического процесса, стержнем которого является творческий потенциал, где определенное внимание уделяется конкурсам профессионального мастерства.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 24.09.2012 N 518)
Отсутствие возможности принимать участие в областных конкурсах учреждений дополнительного образования детей муниципальным учреждениям дополнительного образования детей не позволяет в полной мере повысить эффективность работы учреждений дополнительного образования детей.
Возрастает роль загородного круглогодичного отдыха детей и молодежи, обеспечивающего полноценный досуг ребенка в безопасных и комфортных условиях. Основная задача - модернизировать существующую материально-техническую базу имеющихся загородных детских оздоровительных учреждений в соответствии с современными требованиями безопасности и комфортабельности пребывания, обеспечить развитие кадрового потенциала отрасли отдыха и оздоровления детей, существенно увеличить численность детей, охваченных круглогодичным отдыхом и оздоровлением.
Ученические производственные бригады являются единственной и безальтернативной воспитательной формой учебного процесса, сочетающей возможности повышения уровня теоретических знаний в области сельскохозяйственного производства, привития трудовых профессиональных навыков, патриотического и морально-этического воспитания, организации коллективного труда и отдыха учащихся.
В образовательных учреждениях области за последнее десятилетие не обновлялись оборудование, пособия для проведения уроков по военно-патриотической направленности. Не осуществлялась материальная поддержка военно-патриотических клубов и объединений.