Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ С 2010 ПО 2014 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 17.12.2013)

Таблица 1.1. Показатели энергоемкости Амурской области

Наименование показателя

Количественное значение

2007 г.

2008 г.

2009 г.

ВРП Амурской области, млн. руб.

111761,2

136784

149468,75

Потребление ТЭР, тыс. т у.т.

5491,8973

5830,5374

6049,6312

Энергоемкость ВРП, кг у.т./тыс. руб.

49,14

42,626

40,474

Потребление электрической энергии, млн. кВт ч

5827,7

6444,6

6292,0

Электроемкость ВРП, кВт ч/тыс. руб.

52,14

47,16

42,10

Потребление тепловой энергии, тыс. Гкал

8031,20

8423,89

8257,113

Теплоемкость ВРП, Гкал/млн. руб.

71,86

61,59

55,24


Как видно из таблицы 1.1, энергоемкость, электроемкость и теплоемкость валового регионального продукта Амурской области снижаются. Снижение энергоемкости ВРП, в общем, является положительной тенденцией, которая в случае роста производства во всех отраслях экономики характеризует применение современных энергосберегающих мероприятий и технологий, однако в Амурской области такое положение является, в основном, следствием снижения промышленного производства, сокращения численности населения и соответственно сокращения энергопотребления.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема повышения эффективности энергосбережения топливно-энергетических ресурсов. В связи с ежегодным удорожанием стоимости энергоресурсов значительно увеличилась доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости продукции и оказании услуг.

Анализ функционирования хозяйства области показывает, что основные потери ТЭР наблюдаются при транспортировке, распределении и потреблении тепловой и электрической энергии, воды, при оказании жилищно-коммунальных услуг, ведении регионального хозяйства, в промышленности. Суммарные фактические потери электроэнергии составили в 2007 г. 16,48%, в 2008 г. - 22,23%, в 2009 г. - 16,5%. Потери тепловой энергии составили в 2007 г. 27,61%, в 2008 г. - 27,3%, в 2009 г. - 26,46%. Потери воды составили в 2007 г. 26,79%, в 2008 г. - 27,9%, в 2009 г. - 27,92%.

Отсутствие приборов учета в полном объеме не стимулирует применение рациональных методов расходования топливно-энергетических ресурсов.

Усугубляет ситуацию рост цен на топливо, рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, опережающие уровень инфляции, что приводит к снижению конкурентоспособности областных товаропроизводителей, повышению расходов бюджетов всех уровней на энергообеспечение жилых домов, организаций социальной сферы, увеличению коммунальных платежей населения.

Недостаточное финансирование комплекса работ по энергосбережению в течение ряда лет негативно влияет на сложившуюся ситуацию.

Существующие тарифы на энергоресурсы, а также нормативные объемы потребления, учитываемые при заключении договоров с энергоснабжающими организациями, не всегда являются экономически обоснованными из-за отсутствия независимого энергоаудита, в результате чего наблюдается завышение платежей энергоснабжающими организациями практически по всем видам энергоресурсов. Результаты выборочных обследований и опыт практического применения современных приборов учета подтверждают это.

К проблемам также относится ежегодный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения, предприятий и организаций области, который варьируется в пределах от 11 до 26%.

Тарифное регулирование, которое применяется в Амурской области, не учитывает все проблемные аспекты энергоснабжения, так как в тариф на электрическую энергию невозможно включить все необходимые затраты. Во-первых, имеется серьезный сдерживающий фактор - предельные значения тарифов, устанавливаемые на федеральном уровне, во-вторых, доступность услуг, таких как платежеспособность потребителей, при значительном росте тарифов снизится ниже возможного уровня.

В структуре оплаты коммунальных услуг бюджетных организаций доминируют затраты на тепловую энергию - 54,86%, затраты на электроэнергию составляют 44,15%, на водоснабжение - 0,99% (по состоянию на 2009 год). В случае безучетного потребления тепловой энергии малоэффективная работа устаревших систем отопления и неполное выполнение мероприятий по подготовке объектов к работе в зимний период вынуждают учреждения производить оплату за потребленную тепловую энергию по установленным нормативам потребления, что в действительности превышает реальный уровень потребления на 11 - 16%. Примерно 25% затрат на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений являются следствием неэффективного использования энергетических ресурсов и неэффективного управления потреблением энергии.

Одной из причин нерационального потребления энергетических ресурсов в бюджетных учреждениях является использование электрообогревателей из-за неэффективной работы отопительных систем учреждений и недостаточных мер по утеплению зданий. Кроме того, в них недостаточно широко применяются энергосберегающие осветительные и другие приборы, что способствует завышению потребления электроэнергии на 5 - 10%.

В настоящее время потребители несут значительные затраты на оплату коммунальных ресурсов. Договоры на поставку тепла, холодной и горячей воды, электроэнергии в местах общего пользования отражают объемы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.

Все эти негативные последствия обусловливают объективную необходимость экономии энергоресурсов и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения.

В условиях роста цен на электроэнергию и другие виды топлива стоимость тепловой энергии, производимой энергоснабжающими организациями, в период до 2014 года будет расти с темпами от 10 до 15% в год. Близкие значения дает и прогноз темпов роста стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению, по электроэнергии.

Основной проблемой, решению которой способствует региональная программа Амурской области, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия региональной программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Амурской области и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Амурской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Необходимыми условиями укрепления энергетической безопасности являются устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей. При этом надо иметь в виду, что наращивание мощностей в топливно-энергетическом комплексе для поддержания необходимых темпов экономического роста при сохранении высокой энергоемкости чревато отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики.

Кроме того, мобилизация средств на повышение мощностей только за счет повышения внутренних цен на энергию приведет к выходу за пределы порогов платежеспособности потребителей и, как следствие, торможению экономического роста. С другой стороны, высокие затраты на топливо при ограничениях на рост тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты энергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будет снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной разумной альтернативой остается повышение энергетической эффективности.

С учетом указанных обстоятельств проблема заключается в том, что при существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы области предстоящие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:

- росту затрат предприятий, расположенных на территории области, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;

- снижению эффективности отраслей экономики области, вызванному ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития;

- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;

- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на региональное управление;

- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п. и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.

Отсюда повышение энергетической и экологической эффективности и энергосбережение являются важнейшими исходными условиями развития Амурской области на период до 2015 года. Повышение энергоэффективности имеет, кроме того, и важное социальное значение. При низкой энергоэффективности снижаются шансы на успешную реализацию национальных проектов. Без повышения эффективности использования энергии и высвобождения неэффективно используемых мощностей трудности с осуществлением национальных проектов будут только усугубляться.

Присоединенные и присоединяемые нагрузки могут быть значительно снижены за счет мер по капитальному ремонту существующих зданий и строительству новых зданий с повышенными требованиями к энергоэффективности, что существенно снижает риск торможения развития экономики и обеспечивает инвестиционную привлекательность.