В Амурской области издревле проживают и ведут традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы эвенки, относящиеся к КМНС.
По состоянию на 1 января 2008 года численность КМНС в Амурской области составляла 1293 человека, тогда как в Республике Саха (Якутия) - 22445 человек, Хабаровском крае - 18642 человека, Камчатском крае - 9509 человек. На 1 января 2010 года численность КМНС Амурской области незначительно (на 2% по сравнению с 2007 годом) возросла до 1320 человек.
Современное состояние КМНС Амурской области можно охарактеризовать как кризисное. Несмотря на предпринимаемые органами государственной власти как Российской Федерации, так и Амурской области меры, положение КМНС в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям.
Традиционное хозяйство остается важнейшим исторически сложившимся компонентом северных экосистем, обеспечивающим экологически устойчивые и неистощимые способы освоения окружающей природной среды, сохранения традиционной культуры и языка аборигенов. С экономической точки зрения традиционное хозяйство является поставщиком редких товаров для российского и международного рынков, обеспечивает занятость и служит основным источником доходов большинства коренного населения.
Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа КМНС, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, в 2 - 3 раза ниже среднероссийского и на 25 - 30% ниже, чем у остальных жителей, проживающих с ними в одних регионах.
Состояние регистрируемого рынка труда на территориях проживания КМНС в Амурской области напряженное и имеет тенденцию к ухудшению. Численность безработных граждан из числа КМНС по состоянию на 1 января 2010 года составила 14,7% от численности трудоспособного населения. По сравнению с 2006 годом уровень безработицы увеличился на 1,3%.
Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий области также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности КМНС. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Так, на 1 января 2010 года на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМНС осуществляют хозяйственную деятельность 10 крупных предприятий горнодобывающего комплекса, 9 предприятий лесопромышленного комплекса и 7 предприятий золотодобывающей промышленности.
За последние 40 лет численность оленей сократилась более чем в 2,5 раза. Однако по сравнению с 2009 годом за счет государственной поддержки произошло незначительное (на 1,2%) увеличение поголовья оленей.
Из 7 регионов Дальнего Востока, в которых проживают КМНС и осуществляется ведение оленеводства, ситуация по обеспеченности оленями на 1 представителя КМНС по состоянию на 1 января 2008 года складывается следующим образом:
Республика Саха (Якутия) - 6,7 головы/чел.,
Амурская область - 5,3 головы/чел.,
Магаданская область - 3,6 головы/чел.,
Чукотский автономный округ - 3,6 головы/чел.,
Камчатский край - 3,4 головы/чел.,
Хабаровский край - 0,3 головы/чел.,
Сахалинская область - 0,1 головы/чел.
Однако высокое значение данного показателя не способствует повышению уровня жизни КМНС, а лишь удовлетворяет их собственные нужды и в большей степени олени эксплуатируются в качестве средства передвижения.
На 1 января 2010 года поголовье оленей составило 6633 головы, из которых организованное стадо - 4784 головы. Остальное поголовье находится в собственности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и его субсидирование постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1084 "Об утверждении Правил предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку северного оленеводства и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" не предусмотрено.
Кризис традиционных отраслей КМНС крайне негативно повлиял на этническое самосознание аборигенов. В настоящее время продолжается процесс утраты традиций и самобытной культуры КМНС, уходят из жизни последние носители языка и культуры. Постепенно утрачиваются многие обряды и традиции, веками связанные с оленеводством, охотой и рыболовством.
В настоящее время свободно владеют эвенкийским языком около 25% представителей КМНС, разговорной речью - около 30%, в то время как читают и пишут лишь 5%.
Практика показывает, что эвенкийский язык во всем его богатстве функционирует и развивается именно в тайге среди оленеводов и охотников, которые сегодня наряду со старшим поколением являются носителями традиционной культуры и языка эвенков.
Кроме того, существующие объекты культуры в местах традиционного проживания КМНС находятся в приспособленных помещениях, и 3 из 5 нуждаются в капитальном ремонте.
Таким образом, сохранение исконной среды обитания КМНС является необходимым условием для возрождения и развития традиционных видов хозяйственной деятельности, традиций и самобытной культуры КМНС.