ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2010 года N 453
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ОТРАСЛЕЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, ПРОМЫСЛОВ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2011 - 2015 ГОДОВ"
(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 24.09.2010 N 546, от 08.02.2011 N 52, от 23.03.2011 N 173, от 22.06.2011 N 404, от 24.08.2011 N 550, от 28.09.2011 N 629, от 26.10.2011 N 709, от 01.12.2011 N 830)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2012 года на основании постановления Правительства Амурской области от 28.11.2011 N 819.
____________________________________________________________________
В соответствии со ст. 7 Закона Амурской области от 29 апреля 2003 года N 208-ОЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Амурской области" Правительство Амурской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие традиционных отраслей хозяйствования, промыслов и национальной культуры коренных малочисленных народов Севера Амурской области на период 2011 - 2015 годов".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области А.В.Нестеренко.
И.о. губернатора
Амурской области
В.О.КАПКАНЩИКОВ
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ОТРАСЛЕЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, ПРОМЫСЛОВ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2011 - 2015 ГОДОВ"
(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 24.09.2010 N 546, от 08.02.2011 N 52, от 23.03.2011 N 173, от 22.06.2011 N 404, от 24.08.2011 N 550, от 28.09.2011 N 629, от 26.10.2011 N 709, от 01.12.2011 N 830)
┌════════════════════════┬════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование программы │Долгосрочная целевая программа "Развитие │
│ │традиционных отраслей хозяйствования, промыслов │
│ │и национальной культуры коренных малочисленных │
│ │народов Севера Амурской области на период 2011 -│
│ │2015 годов" (далее - Программа) │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Основания для разработки│1. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. │
│Программы │N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных│
│ │народов Российской Федерации". │
│ │ │
│ │2. Закон Амурской области от 29 апреля 2003 г. │
│ │N 208-ОЗ "О гарантиях прав коренных │
│ │малочисленных народов в Амурской области" │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Государственный заказчик│Министерство внешнеэкономических связей, туризма│
│Программы │и предпринимательства Амурской области - │
│ │координатор Программы; │
│(в ред. постановления Правительства Амурской области от 24.08.2011 N 550)│
│ │ │
│ │министерство сельского хозяйства Амурской │
│ │области; │
│ │ │
│ │управление традиционных отраслей Севера Амурской│
│ │области │
│(строка в ред. постановления Правительства Амурской области от 22.06.2011│
│N 404) │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Основной разработчик │Министерство внешнеэкономических связей, туризма│
│Программы │и предпринимательства Амурской области; │
│(в ред. постановления Правительства Амурской области от 24.08.2011 N 550)│
│ │ │
│ │управление традиционных отраслей Севера Амурской│
│ │области │
│(строка в ред. постановления Правительства Амурской области от 22.06.2011│
│N 404) │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Цель Программы │Создание условий для сохранения исконной среды │
│ │обитания коренных малочисленных народов Севера │
│ │(далее - КМНС), комплексного развития │
│ │традиционных отраслей хозяйствования, их │
│ │духовного и национально-культурного развития │
│ │на территории Амурской области │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Основные задачи │1. Развитие традиционного жизнеобеспечения КМНС.│
│Программы │ │
│ │2. Возрождение и развитие самобытной │
│ │национальной культуры КМНС │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Перечень подпрограмм │1. Развитие оленеводства. │
│и основных мероприятий │ │
│ │2. Продвижение продукции традиционных отраслей │
│ │хозяйствования КМНС. │
│ │ │
│ │3. Строительство этнографического комплекса │
│ │"Эвенкийская деревня" в с. Первомайское │
│ │Тындинского района (2-я очередь строительства). │
│(в ред. постановления Правительства Амурской области от 22.06.2011 N 404)│
│ │ │
│ │4. Предоставление субсидии на строительство │
│ │объектов культуры муниципальной собственности │
│ │в местах традиционного проживания КМНС. │
│ │ │
│ │5. Проведение и участие в национально-культурных│
│ │мероприятиях различных уровней. │
│ │ │
│ │6. Проведение исследований языка и культуры │
│ │КМНС, создание банка данных по сохранению │
│ │и развитию этнокультурного наследия │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации │2011 - 2015 годы │
│Программы │ │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и источники │Всего по Программе в 2011 - 2015 годах - │
│финансирования Программы│276618,4 тыс. рублей, в том числе: │
│(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 24.09.2010 N 546,│
│от 08.02.2011 N 52, от 23.03.2011 N 173, от 22.06.2011 N 404,│
│от 24.08.2011 N 550, от 28.09.2011 N 629, от 26.10.2011 N 709,│
│от 01.12.2011 N 830) │
│ │ │
│ │федеральный бюджет - 136723,80 тыс. рублей; │
│(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 08.02.2011 N 52,│
│от 23.03.2011 N 173) │
│ │областной бюджет - 118244,39 тыс. рублей; │
│(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 24.09.2010 N 546,│
│от 08.02.2011 N 52, от 22.06.2011 N 404, от 24.08.2011 N 550,│
│от 28.09.2011 N 629, от 26.10.2011 N 709, от 01.12.2011 N 830) │
│ │местные бюджеты - 17720,00 тыс. рублей; │
│ │внебюджетные источники - 3930,21 тыс. рублей │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые конечные │Выполнение мероприятий Программы позволит: │
│результаты реализации │ │
│Программы │- довести поголовье оленей до 8122 голов (на 22%│
│ │выше уровня 2009 года); │
│ │ │
│ │- участвовать ежегодно в 3 выставках, форумах, │
│ │ярмарках и подобных мероприятиях различных │
│ │уровней; │
│ │ │
│ │- ввести в эксплуатацию этнографический комплекс│
│ │"Эвенкийская деревня" в с. Первомайское │
│ │Тындинского района, 3 культурно-досуговых центра│
│ │в местах традиционного проживания КМНС; │
│ │ │
│ │- провести и принять участие не менее чем │
│ │в 10 национально-культурных мероприятиях │
│ │различных уровней; │
│ │ │
│ │- возрождать ежегодно 1 обряд; │
│ │ │
│ │- организовать и провести 2 комплексные │
│ │фольклорно-этнографических экспедиции в местах │
│ │проживания КМНС; │
│ │ │
│ │- издать словарь селемджинского говора эвенков │
│ │Амурской области │
└════════════════════════┴════════════════════════════════════════════════…
В Амурской области издревле проживают и ведут традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы эвенки, относящиеся к КМНС.
По состоянию на 1 января 2008 года численность КМНС в Амурской области составляла 1293 человека, тогда как в Республике Саха (Якутия) - 22445 человек, Хабаровском крае - 18642 человека, Камчатском крае - 9509 человек. На 1 января 2010 года численность КМНС Амурской области незначительно (на 2% по сравнению с 2007 годом) возросла до 1320 человек.
Современное состояние КМНС Амурской области можно охарактеризовать как кризисное. Несмотря на предпринимаемые органами государственной власти как Российской Федерации, так и Амурской области меры, положение КМНС в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям.
Традиционное хозяйство остается важнейшим исторически сложившимся компонентом северных экосистем, обеспечивающим экологически устойчивые и неистощимые способы освоения окружающей природной среды, сохранения традиционной культуры и языка аборигенов. С экономической точки зрения традиционное хозяйство является поставщиком редких товаров для российского и международного рынков, обеспечивает занятость и служит основным источником доходов большинства коренного населения.
Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа КМНС, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, в 2 - 3 раза ниже среднероссийского и на 25 - 30% ниже, чем у остальных жителей, проживающих с ними в одних регионах.
Состояние регистрируемого рынка труда на территориях проживания КМНС в Амурской области напряженное и имеет тенденцию к ухудшению. Численность безработных граждан из числа КМНС по состоянию на 1 января 2010 года составила 14,7% от численности трудоспособного населения. По сравнению с 2006 годом уровень безработицы увеличился на 1,3%.
Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий области также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности КМНС. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Так, на 1 января 2010 года на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМНС осуществляют хозяйственную деятельность 10 крупных предприятий горнодобывающего комплекса, 9 предприятий лесопромышленного комплекса и 7 предприятий золотодобывающей промышленности.
За последние 40 лет численность оленей сократилась более чем в 2,5 раза. Однако по сравнению с 2009 годом за счет государственной поддержки произошло незначительное (на 1,2%) увеличение поголовья оленей.
Из 7 регионов Дальнего Востока, в которых проживают КМНС и осуществляется ведение оленеводства, ситуация по обеспеченности оленями на 1 представителя КМНС по состоянию на 1 января 2008 года складывается следующим образом:
Республика Саха (Якутия) - 6,7 головы/чел.,
Амурская область - 5,3 головы/чел.,
Магаданская область - 3,6 головы/чел.,
Чукотский автономный округ - 3,6 головы/чел.,
Камчатский край - 3,4 головы/чел.,
Хабаровский край - 0,3 головы/чел.,
Сахалинская область - 0,1 головы/чел.
Однако высокое значение данного показателя не способствует повышению уровня жизни КМНС, а лишь удовлетворяет их собственные нужды и в большей степени олени эксплуатируются в качестве средства передвижения.
На 1 января 2010 года поголовье оленей составило 6633 головы, из которых организованное стадо - 4784 головы. Остальное поголовье находится в собственности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и его субсидирование постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1084 "Об утверждении Правил предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку северного оленеводства и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" не предусмотрено.
Кризис традиционных отраслей КМНС крайне негативно повлиял на этническое самосознание аборигенов. В настоящее время продолжается процесс утраты традиций и самобытной культуры КМНС, уходят из жизни последние носители языка и культуры. Постепенно утрачиваются многие обряды и традиции, веками связанные с оленеводством, охотой и рыболовством.
В настоящее время свободно владеют эвенкийским языком около 25% представителей КМНС, разговорной речью - около 30%, в то время как читают и пишут лишь 5%.
Практика показывает, что эвенкийский язык во всем его богатстве функционирует и развивается именно в тайге среди оленеводов и охотников, которые сегодня наряду со старшим поколением являются носителями традиционной культуры и языка эвенков.
Кроме того, существующие объекты культуры в местах традиционного проживания КМНС находятся в приспособленных помещениях, и 3 из 5 нуждаются в капитальном ремонте.
Таким образом, сохранение исконной среды обитания КМНС является необходимым условием для возрождения и развития традиционных видов хозяйственной деятельности, традиций и самобытной культуры КМНС.
Основы правового статуса КМНС регулируются:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";