Развитие транспортного комплекса Амурской области приобретает особое значение в настоящее время как необходимое условие реализации инновационной модели экономического роста, а также как активный фактор ее формирования и улучшения качества жизни населения области.
Для эффективного удовлетворения потребностей народного хозяйства, повышения доступности и качества как транспортных, так и социальных услуг транспортный комплекс должен развиваться опережающими темпами.
Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта и их постепенный переход от восстановления и сохранения к обновлению и развитию, транспортный комплекс области не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития области.
В настоящее время используется только незначительная часть транзитного потенциала области. Реализация транзитного потенциала Амурской области возможна только при комплексном развитии крупных транспортных коридоров.
Экономический рост Амурской области сдерживается отсутствием потенциальных возможностей пассажирского транспорта по обеспечению необходимой подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов на территории области.
Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли.
Серьезный износ транспортной инфраструктуры и подвижного состава, который характерен для всех видов транспорта, требует для ликвидации сложившейся ситуации привлечения значительных инвестиций.
Ряд населенных пунктов области не обеспечен постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Из-за отсутствия транспортного железнодорожного обеспечения затрудняется освоение месторождений природных ресурсов.
Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта и его инфраструктуры в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе области. Ослаблены позиции гражданской авиации и водного транспорта, что не позволяет в полной мере использовать конкурентные преимущества этих видов транспорта для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания и реализации транзитного потенциала области. Значительные резервы повышения эффективности функционирования транспортного комплекса выявляются при организации мультимодальных перевозок, при взаимодействии отдельных видов транспорта, что в конечном счете приводит к потерям, диспропорциям и недостаточной удовлетворенности субъектов рыночной экономики области в транспортных услугах.
Это проявляется в следующем:
состояние транспортной сети области не соответствует существующим и перспективным грузо- и пассажиропотокам;
транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги,
снижению себестоимости перевозок, оптимальному использованию существующей транспортной инфраструктуры;
уровень доступности и качество транспортных услуг не отвечают потребностям населения Амурской области;
развитие дорожной сети не соответствует темпам развития автомобилизации области;
основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами;
не в полной мере используется транзитный потенциал Амурской области.
В целом дорожно-транспортная инфраструктура нуждается в серьезной модернизации и развитии.
На железной дороге в целом по России и по ее субъектам, в которых Амурская область не оказалась исключением, остро стоят проблемы:
необходимости государственной поддержки развития и нормального воспроизводственного процесса;
недостаточность развития железнодорожной сети;
выход на критический уровень физического и морального износа подвижного состава;
отставание от передовых стран мира в использовании современных технических средств, технологий строительства путей, применяемых техники средств регулирования движения и управления движением;
обеспечение безопасного функционирования железнодорожного транспорта; защита национальных интересов при глобализации и повышении взаимозависимости национальных экономик.
К основным проблемам гражданской авиации в Амурской области можно отнести следующие:
действующее здание аэровокзала аэропорта Благовещенск построено в начале 60-х годов и не соответствует современным стандартам обслуживания и требованиями авиационной безопасности, предъявляемым к аэропортам. Пропускная способность существующего аэровокзального комплекса менее 100 пассажиров в час, что в 2 раза меньше вместимости принимаемых типов воздушных судов. Помещения для прилетающих и встречающих пассажиров крайне ограниченны, выдача багажа производится в летнем павильоне;
ИВПП-1 не имеет полной надежности в эксплуатации, необходима замена ее основания;
система светосигнального оборудования выработала ресурс, необходима ее замена;