Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 26 августа 2009 года N 364 (утратил силу)

2. Содержание проблемы и обоснование ее решения программным методом

Система ООПТ в Амурской области обеспечивает сохранение биоразнообразия и создает условия для устойчивого развития территории. Наличие этой системы помогает поддерживать природный баланс, сохранять природно-ресурсный потенциал и поддерживать положительный моральный климат в обществе.

В систему ООПТ области входят 3 государственных природных заповедника, 34 заказника (2 федерального и 32 областного значения) и 137 памятников природы (118 из них областного значения и 19 - местного). Общая площадь ООПТ всех уровней 3316,5 тыс. га - 9,2% территории Амурской области, что по международным стандартам является минимумом. При этом следует учитывать, что большинство заказников имеют ограниченное предназначение - либо зоологические, либо ботанические, некоторые заказники имеют сезонное действие. Тем самым роль ООПТ в сохранении биоразнообразия области и площадь их постоянного действия фактически ниже минимального уровня.

Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно п. 2 ст. 3 указанного Закона государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Деятельность имеющихся в области ООПТ не в полной мере отвечает требованиям данного Закона в части эстетического, рекреационного и оздоровительного значения.

С усилением техногенного воздействия, связанного с реализацией крупномасштабных проектов, таких, как освоение Гаринского железорудного и других месторождений полезных ископаемых, строительство нефтепроводной системы ВСТО, космодрома "Восточный", железной дороги Улак-Эльга, а также с деятельностью других промышленных объектов области, возрастает антропогенное влияние на природные комплексы. На территориях, непосредственно задействованных промышленным освоением, и прилегающих к ним местностях животный мир и среда его обитания подвергаются усиленному прессу. Площадь таких территорий составляет около 450 тыс.га. В области создалась критическая ситуация с охраной некоторых наиболее редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и среды их обитания. При этом условия для рекреационной и просветительской деятельности в сфере природоохраны остаются на низком уровне. Для решения проблемы необходимо создание новых особо охраняемых природных территорий областного значения (государственных природных заказников) в бассейнах рек Амур и Зея, а также на севере области в районе Станового хребта в Зейском районе. Комиссией по сохранению биоразнообразия и особо охраняемым природным территориям Амурской области решением от 14 июля 2009 года признана необходимость создания новых заказников областного значения "Верхне-Амурский" и "Токийский".

Состояние отдельных памятников природы в настоящее время не соответствует своему предназначению и требуется проведение их срочной инвентаризации с последующей реорганизацией системы памятников природы, возможной ликвидацией части из них и созданием новых на базе более значимых природных объектов.

Для улучшения качества деятельности ООПТ необходима организация специализированного центра для развития эколого-просветительской и рекреационной деятельности, обучения егерского состава и других работников природоохранных структур, связанных с обеспечением функционирования системы ООПТ. С этой целью необходимо создание специализированного базового центра по охране природы с соответствующей инфраструктурой. Данный центр будет являться опорным пунктом по внедрению новых форм работы на ООПТ, проведению природоохранных мероприятий.

В целях создания экологического барьера необходимо укрепление ООПТ, придание им эстетической, рекреационной и оздоровительной значимости, создание необходимой инфраструктуры, обеспечение кадрами и материально-техническими средствами.

Объекты животного мира, обитающие на территории области, составляют неотъемлемую часть ее природного богатства, обеспечивают его биологическое разнообразие и используются как объекты спортивной охоты.

Природоохранная деятельность и рациональное использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории области должны осуществляться на принципах системного подхода к сохранению всего разнообразия объектов животного мира.

Развитая промышленность, сельское и лесное хозяйство, автомобильные дороги, эксплуатация природных ресурсов, значительное количество городов и дачных массивов неизбежно приводят к нежелательным изменениям - потере экологического равновесия в природе.

Анализ динамики численности объектов животного мира с 2005 по 2009 год показал, что на большей части Амурской области половозрастная структура популяций копытных животных имела тенденцию к незначительному повышению численности. Показатели плотности заселения биотопов указанными животными в полтора - два раза ниже минимального уровня, рекомендуемого специалистами для проведения охоты.

В современных условиях для увеличения и стабилизации численности объектов животного мира необходимо создание системы природоохранных мероприятий, направленных как на сохранение разнообразия объектов животного мира, так и на сохранение естественных мест обитания и ресурсной базы дикой охотничьей фауны.