Недействующий

О долгосрочной целевой программе "Создание системы кадастра недвижимости, землеустройство и мониторинг земель в Амурской области на 2009-2011 годы" (с изменениями на 1 декабря 2011 года)

II. Содержание проблемы и обоснование ее решения программным методом


Необходимость принятия долгосрочной целевой программы "Создание системы кадастра недвижимости, землеустройств и мониторинг земель в Амурской области на 2009 - 2011 годы" (далее - Программа) обусловлена существенным изменением земельного законодательства и необходимостью выполнения ряда мероприятий по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель с целью эффективного использования и охраны земель, находящихся в границах области.

Принят целый блок федеральных законов: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Федеральный закон от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменении в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" и другие.


Нормы указанных законов и разработанных в соответствии с ними других нормативных правовых актов определяют задачу выполнения на территориях субъектов и муниципальных образований основных мероприятий по созданию системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, обеспечивающих реализацию государственной политики эффективного и рационального использования земельных ресурсов и иной недвижимости в интересах укрепления национальной экономики, повышения благосостояния граждан, обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости.

Эти нормы распространяются и на проведение работ по учету и инвентаризации земель, кадастровому учету и оценке недвижимости, в том числе земель, территориальному землеустройству, мониторингу и информационному обеспечению использования земель. Все это позволит планомерно и последовательно осуществлять реализацию государственной политики по эффективному использованию земли и иной недвижимости, активному вовлечению их в хозяйственный оборот и стимулированию инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан, формированию банка данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса.

Министерство имущественных отношений области является органом, осуществляющим на территории области единую государственную земельную политику. Но для эффективного выполнения данной задачи министерству имущественных отношений области необходимо иметь в полном объеме информацию обо всех землях в области, а также о землепользователях, землевладельцах, собственниках и арендаторах земель, а также о качественном, количественном составе земель и о других характеристиках земель на территории области.

Для этого необходимо:

обобщить все уже имеющиеся данные о земле, произвести инвентаризацию сведений;

создать новую (обновленную) базу данных о земельных участках с учетом разграничения государственной собственности на землю.

С момента начала земельной реформы и разгосударствления земель в области произошло их существенное перераспределение, что привело к передаче значительной части земель сельскохозяйственного назначения в собственность, пользование, аренду гражданам и юридическим лицам, но не создало эффективных экономических рычагов воздействия на их рациональное использование. В результате в области в настоящее время большое количество земель, не используемых в сельскохозяйственном производстве и зарастающих кустарником, лесом, а также заболачивающихся сельхозугодий, что в целом ведет к деградации земель и к потере их для дальнейшего использования в целях сельскохозяйственного производства.

Для отслеживания таких процессов и информационного обеспечения ведения земельного кадастра, землеустройства, контроля за использованием и охраной земель, своевременного выявления изменений состояния земельного фонда, его опенки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов необходимо осуществлять государственный, региональный и локальный мониторинг земель области. Мониторингом необходимо, в первую очередь, охватить земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности независимо от их правового режима и характера использования.

Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного, производственного, исследовательского, технического, технологического и образовательного характера.

Предусматриваемый в рамках настоящей программы комплекс действий включает в себя мероприятия:

разработка технологий и программных средств переноса имеющихся и создаваемых сведений баз данных объектов землеустройства и государственного земельного кадастра в рамках создаваемой геоинформационной системы (ГИС) "Земельные ресурсы Амурской области" для формирования информационно-картографического банка данных (ИКБД);

проведение работ по преобразованию сведений с бумажных носителей в электронный вид, создание архивов электронных образов документов;

выявление неучтенных объектов недвижимости (в том числе земельных участков) за счет совершенствования методического и технического обеспечения государственного земельного контроля; изучение состояния земель;

анализ и упорядочение сведений, материалов о землях сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственных угодий, находящихся в землях иных категорий ;


     организация рационального использования и охраны земель;


проведение территориального землеустройства (в том числе по проведению землеустроительных работ, необходимых при разграничении государственной собственности на землю, а также в процессе управления и распоряжения земельными ресурсами), мониторинга земель);

обновление планово-картографических материалов и оснащение ими специально уполномоченных органов местного самоуправления по вопросам регулирования земельных отношений.

Реализация Программы позволит создать условия для обеспечения планомерного и последовательного проведения государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений, направленной на эффективное использование земель и иной недвижимости, активное вовлечение их в оборот, стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости, формирование банка данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса.

Кроме того, вышеназванные мероприятия позволят в соответствии с требованиями земельного законодательства вести учет использования земель, принадлежащих области, через создание "ГИС "Земельные ресурсы области"; проанализировать состав и фактическое использование земель сельскохозяйственного назначения, осуществлять землеустроительные работы на земельных участках, относимых в соответствии с законодательством к областной собственности, а также сельскохозяйственных угодий, находящихся в землях запаса, с целью их дальнейшего перевода в земли сельскохозяйственного назначения и вовлечения их в цивилизованный гражданский оборот; обеспечить необходимыми материалами проводимые мероприятия по территориальному планированию территории области и муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства; обеспечить муниципальные образования необходимыми сведениями для исчисления земельного налога от кадастровой стоимости определенных видов использования земель.

Совокупный социально-экономический эффект от реализации программы будет достигнут за счет структурных изменений в экономике на основе создания развитой информационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить наиболее рациональное использование земель и расположенных на них объектов недвижимости.

Прямой экономический эффект от реализации программных мероприятий, что видно из опыта вовлечения в оборот уже учтенных земель в результате исполнения ранее принятых программных мероприятий, состоит в создании условий для регулярного роста налоговой базы земельного налога и налогам на имущество, а также в непосредственном увеличении доходов бюджетов всех уровней за счет роста поступлений земельных платежей к моменту окончания действия программы не менее чем на 30% и в повышении эффективности управления земельными ресурсами на областном и муниципальном уровнях.

Невыполнение мероприятий, предусмотренных программой, повлечет в будущем потерю средств бюджетов всех уровней в связи с введением нового порядка исчисления земельного налога и платежей за землю и имущество, а также в процессе управления и распоряжения земельным фондом и иной недвижимостью области.

(абзацы двадцать пятый и двадцать шестой утратили силу на основании постановления Правительства Амурской области от 25 марта 2010 года N 131, - см. предыдущую редакцию)