Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектом мониторинга земель, выделяемым настоящей Программой, являются земли сельскохозяйственного назначения области.
Задачами мониторинга земель являются:
1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов;
2) информационное обеспечение ведения государственного кадастра недвижимости, государственного и муниципального земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Для целей настоящей Программы выделяются следующие виды мониторинга земель:
1) мониторинг изменения границ и площадей административно- территориальных единиц, зон, земельных участков сельскохозяйственного назначения;
2) мониторинг правового режима земель - наблюдения за динамикой целевого назначения, разрешенного использования земельных участков, установленных ограничений и обременении; (абзацы шестой-восьмой в редакции введенной в действие постановлением Правительства Амурской области от 21 марта 2011 года N 161)
3) мониторинг экономического состояния земель - наблюдения за изменением налогооблагаемой, рыночной, кадастровой, залоговой стоимости земельных участков, ставок земельного налога и арендной платы.
По результатам оценки состояния и использования земель составляются оперативные сводки, доклады, рекомендации, сопровождающиеся тематическими картами, диаграммами, таблицами, характеризующими динамику и направления развития изменений состояния и использования земель сельскохозяйственного назначения.
В рамках мероприятий по мониторингу земель планируются сбор информации о ранее проведенных мероприятиях по землеустройству и сбор информации о состоянии земель области, а также наблюдение за использованием земель сельскохозяйственного назначения на территории области.
Данные мероприятия позволят, во-первых, достоверно установить, какие действия по землеустройству были осуществлены в области за время проведения земельной реформы, и определить, какие мероприятия должны быть выполнены для дальнейшего развития земельных отношений; во-вторых, выявить изменения состояния земель и выработать рекомендации по предупреждению и устранению последствий негативных процессов в состоянии земель сельскохозяйственного назначения; в-третьих, своевременно выявить землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов, не использующих земли, и в случае необходимости произвести в соответствии с законодательством изъятие таких земель и их перераспределение в пользу других лиц.