В результате земельных преобразований, проведенных в Российской Федерации в последнее десятилетие, произошли значительные изменения в земельных отношениях, организационно-правовых и организационно-территориальных формах землепользовании и формах собственности на землю. Кардинальное преобразование земельных отношений изменило основные направления и содержание землеустройства. В связи с этим, учитывая современные требования к землеустройству, в Федеральном законе "О землеустройстве", вступившем в действие в июне 2001 года, с последними изменениями 2008 года дано определение землеустройству как мероприятиям по изучению состояния земель, по планированию и организации рационального использования земель и их охраны, по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
В соответствии с законодательством землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:
1) изменения границ объектов землеустройства;
2) выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
3) проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;
4) осуществления мероприятий по перспективному распределению земель, организации рационального использования всех категорий земель независимо от форм собственности на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, частном), обеспечению организационных и территориальных условий для эффективного хозяйствования в аграрной и других сферах;
5) проектирования и закрепления границ муниципальных и других административно-территориальных образований, территорий с правовым ре жимом использования земель, закрепление на местности границ населенных пунктов области;
6) создания оптимальных организационно-территориальных условий землевладений и землепользовании;
7) описания местоположения и (или)установление на местности границ объектов землеустройства.
Предусматривая действия по проведению землеустройства, Правительство области через землеустроительное обеспечение осуществляет:
- управление земельными ресурсами, в том числе их рациональное использование и охрану;
- обоснованное перераспределение земель по формам собственности и субъектам права на землю;
- формирование рациональной системы землепользования;
- обеспечение социальной справедливости земельных преобразований и гарантий конституционных прав на землю;
- создание информационного ресурса о состоянии и оценке качества земель, мониторинг земель, контроль за использованием и охраной земель, иные функции государственного управления земельными ресурсами;
В рамках Программы предусматривается продолжение работы по инвентаризации земель, отнесенных и подлежащих отнесению к областному уровню собственности, в городах и населенных пунктах области, а также земель иных категорий за пределами населенных пунктов, выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земли.
Инвентаризация проводится с целью создания основы для ведения государственного земельного кадастра в городах, поселках и сельских населенных пунктах, обеспечения регистрации прав собственности, владения, пользования (аренды) земельных участков.
Землеустроительные работы в целом позволят подготовить сведения о максимальном количестве земельных участков, на которые у области и у муниципальных образований возникает право собственности, что будет способствовать активизации в области процесса разграничения государственной собственности на землю, эффективному использованию земель и пополнению областного и местных бюджетов за счет поступлений земельных платежей.
В рамках Программы также предполагается проводить землеустроительные работы, осуществляемые в процессе управления и распоряжения земельными ресурсами, в том числе работы по формированию земельных участков с целью их предоставления заинтересованным лицам.
Мероприятия по планированию и организации рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в муниципальных образованиях области.