В области, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа лиц пожилого возраста, инвалидов, детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц без определенного места жительства и занятий.
По статистическим данным, число жителей области указанных выше категорий в 2000 году составляло 21%, к 2008 году этот показатель увеличился до 25%. Среди лиц пожилого и старческого возраста растет число одиноких пожилых людей, ухудшается состояние их здоровья. В связи с этим ограничиваются возможности нетрудоспособных пожилых людей и инвалидов и, как следствие, растет их потребность в социальной помощи и услугах со стороны учреждений социального обслуживания.
На сегодняшний день 95% нетрудоспособных пожилых людей и инвалидов нуждаются в различных видах социального обслуживания.
С учетом территориального расположения и демографических особенностей области, роста численности населения пожилого возраста, а также числа лиц, имеющих инвалидность, стационарные учреждения социального обслуживания - традиционно сложившаяся форма социального обслуживания населения.
Успешное решение обозначенных выше проблем возможно при наличии оптимальной сети социальных учреждений по обслуживанию престарелых граждан и инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, и постоянном ее обновлении.
В последние годы на поддержание и развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания, а также повышение качества оказания услуг проживающим в них гражданам направлены значительные средства. Несмотря на это, выделяемых средств недостаточно для решения поставленных социальных проблем.
Одной из наиболее важных проблем остается высокая степень износа основных фондов объектов социального назначения.
Областная целевая программа "Развитие социального обслуживания и адресной социальной помощи населению Амурской области в 2003 - 2005 гг." включала в себя большое количество объектов, работы на которых до настоящего времени не закончены в связи с недостаточным финансированием.
Результаты реализации программы показали, что применение программно-целевого метода положительно повлияло на ситуацию в сфере социальной защиты населения области. Цели программы - развитие сети учреждений социального обслуживания и повышение качества социального обслуживания и уровня адресной социальной помощи населению области выполнены на 80%. Закончено строительство спального корпуса на 100 мест для пансионата "Приозерье", сдан гараж на 2 автомобиля со складом для Октябрьского социального приюта для детей и подростков в с. Екатеринославка, на 98% готов к сдаче корпус на 79 мест для Мазановского психоневрологического дома-интерната, начали функционировать блок "Г" в Малиновском доме-интернате для глубоко умственно отсталых детей, административно-хозяйственный блок в Усть-Ивановском психоневрологическом доме-интернате.
До настоящего времени продолжаются работы по строительству центра реабилитации детей с ограниченными возможностями на 70 мест в г. Благовещенск.
Большинство учреждений социального обслуживания построено более 40 лет назад. 3 учреждения размещены в типовых зданиях, остальные - в приспособленных, доля ветхого фонда в которых составляет около 50%.
Поскольку каждое стационарное учреждение должно представлять собой комплекс зданий для нормального проживания опекаемых и деятельности администрации учреждения, возрастает необходимость в собственном автономном хозяйстве, включающем в себя сложные инженерные коммуникации: системы водоснабжения и канализации, бани-прачечные, складские и хозяйственные постройки.
Учитывая значительное число обращений государственных учреждений социального обслуживания населения, в целях продолжения работы по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов и дальнейшему укреплению материально-технической базы указанных учреждений министерством социальной защиты населения Амурской области проведена систематизация заявок, определены приоритеты и последовательность выполнения этих заявок в рамках разработанной программы "Развитие и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Амурской области в 2009 - 2012 годах" (далее - Программа).
В области на 1 января 2008 года функционировали 8 стационарных государственных учреждений социального обслуживания с общим количеством 2344 койкоместа, из них 4 - на 859 койкомест для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 3 - на 1280 койкомест для больных с хроническими формами психических заболеваний и 1 - на 205 койкомест для детей от 4 до 18 лет с глубокой степенью умственной отсталости.
Условия содержания опекаемых и, соответственно, качество обслуживания населения во многих учреждениях не соответствуют современным требованиям нормативных документов. Обеспеченность местами в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания области составляет 2,67 койкоместа на 1000 взрослого населения, что ниже принятых по Российской Федерации показателей в среднем в 2 раза. Недостаток площадей и мест создает очередь на определение нуждающихся граждан в стационарные учреждения с длительностью ожидания поселения до 3 лет и сдерживает решение вопросов по увеличению числа мест в действующих стационарных учреждениях в целях приведения показателя спальной площади на одного человека до 5,57 кв. м (норматив - 7 кв. м).
По данным органов социальной защиты населения, на 1 января 2008 года в области насчитывалось 3804 ребенка-инвалида, и их количество ежегодно увеличивается. Семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды, в основном малоимущие и не имеют возможности для комплексного, индивидуального лечения, оздоровления и реабилитации детей в связи с тем, что в области нет ни одного специального учреждения данного типа.
Потребность в социальном жилье и социальном уходе одиноких престарелых граждан и одиноких пожилых супружеских пар неуклонно растет.
Во многих учреждениях социальной сферы в связи с недостаточным их финансированием годами не проводятся текущие и капитальные ремонты. Здания приходят в негодность и не соответствуют предъявляемым к ним нормативным требованиям. Выделяемые в рамках бюджетного финансирования средства позволяют проводить лишь текущий ремонт зданий и аварийный ремонт участков инженерных коммуникаций. До настоящего времени в полной мере не обеспечивается сохранность имущества некоторых учреждений ввиду отсутствия гаражей и теплых складов. Нет возможности закупать продукты питания оптом - отсутствуют соответствующие складские помещения.
Низкий уровень доходов населения, отсутствие на территории реальных инвесторов и спонсоров предполагают возможность привлечения на эти цели средств внебюджетных источников.
В настоящее время решить данную проблему возможно лишь программно-целевыми методами.