Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2012 ГОДА" (с изменениями на: 01.12.2011)


II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года". Признаны актуальность и необходимость принятия действенных мер по улучшению условий жизнедеятельности сельского населения, обеспечению его интересов в жилищной сфере. За последние годы в области в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли значительно пострадала социальная сфера на селе, находящаяся в кризисном состоянии. Увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.

На территории области за 2005 - 2008 годы в сельской местности было построено 83,5 тысячи квадратных метров общей площади жилых домов. В том числе в 2008 году построено 23,0 тыс. кв. метров жилья, что на 21,2% меньше, чем в 2007 году. В 2000 - 2006 годах основная доля (70 - 90%) введенных жилых домов на селе приходилась на индивидуальных застройщиков, в 2007 году их доля составила 46,9% за счет ввода жилья крупными застройщиками в Благовещенском и Бурейском районах, в 2008 году - 78,3%.

Ввод жилья сельскохозяйственными организациями в 2000 - 2008 годах (за исключением 2007 года, когда ввод жилья этими организациями не производился) осуществлялся в незначительных объемах в Благовещенском, Белогорском, Бурейском, Ивановском, Свободненском, Селемджинском, Тамбовском и Тындинском муниципальных районах.

Число родившихся на 1000 человек общей численности населения в 2008 году увеличилось по сравнению с 2000 годом на 26,5%, число умерших снизилось на 3,4%. Несмотря на это ухудшается демографическая ситуация на селе. Численность сельского населения сократилась на 2,9% в 2008 году по сравнению с 2000 годом.

Сохраняется тенденция сокращения трудовых кадров на предприятиях сельского хозяйства. В 2008 году среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, составила 12,1 тыс. человек.

Ухудшается качественный и количественный состав кадров сельского хозяйства со средним специальным образованием и начальным профессиональным образованием. Уменьшилась численность работников, занимающих должности руководителей и специалистов в сельскохозяйственных организациях, в 2008 году этот показатель составил 1,8 тыс. человек.

За последние годы в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения медицинских, культурных услуг, сократилось количество физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, сократилась сеть сельских клубов и домов культуры, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

Обострилась проблема электроснабжения сельских населенных пунктов. Большая часть электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций, отработала свой нормативный срок и требует замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Часть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды. Около трети протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене.

Также в большинстве сельских населенных пунктов практически отсутствует сеть предприятий бытового обслуживания.

(абзац введен постановлением Правительства Амурской области от 14.09.2010 N 485)

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, содействовать решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики, и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.

Исходя из концепции социально-экономического развития области на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села требуется проведение упреждающих мероприятий. Необходимость разработки и реализации настоящей программы обусловлена:

1) социально-политической остротой проблемы и ее областным значением. Для устойчивого социально-экономического развития сельских поселений и эффективного функционирования агропромышленного комплекса области нужна государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры, а также несельскохозяйственных видов деятельности, расширения рынка труда и активизации человеческого потенциала на селе;

2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению законодательных и исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, предприятий и организаций агропромышленного комплекса и других ведомств;

3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.