ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА
(четвертый созыв)
РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2005 года № 5/49
Об утверждении целевой программы
"Развитие и сохранение кадрового потенциала муниципальных
организаций культуры на 2006-2011 гг."
(Утратил силу)
____________________________________________________
Утратил силу на основании:
Решения городской Думы от 29 января 2009 года № 51/06
____________________________________________________
Рассмотрев внесенный мэром города Благовещенска проект целевой программы "Развитие и сохранение кадрового потенциала муниципальных организаций культуры на 2006-2011 г.г.", учитывая заключение постоянной депутатской комиссии по социальной политике и защите прав жителей города Благовещенска, на основании статьи 15 Устава муниципального образования города Благовещенска, городская Дума РЕШИЛА:
1. Утвердить целевую программу "Развитие и сохранение кадрового потенциала муниципальных организаций культуры на 2006-2011 гг.".
2. Настоящее решение подлежит опубликованию в газете "Благовещенск" и вступает в силу с 1 января 2006 года.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по социальной политике и защите прав жителей города Благовещенска (Зимин К.В.).
Мэр города Благовещенска
А.А. Мигуля
Целевая программа
"Развитие и сохранение кадрового потенциала муниципальных
организаций культуры на 2006-2011 гг."
Наименование | "Развитие и сохранение кадрового потенциала в | |||
Заказчик программы | Администрация города Благовещенска | |||
Разработчик | Управление культуры администрации города | |||
Цель программы | Повышение роли культуры в воспитании, просвещении и | |||
Задачи программы | - привлечение и закрепление молодых специалистов; | |||
Сроки реализации | 2006-2011 годы | |||
Исполнители | Управление культуры администрации города | |||
Объемы и источники | Объем финансирования программы на 2006-2011 гг. - | |||
Ожидаемые конечные | - повышение качества культурного обслуживания | |||
Система организации | Текущее управление и контроль за реализацией |
Новые значительные изменения в обществе, изменения в общественном сознании стали толчком для существенного повышения профессионального уровня работников культуры. Появились новые технологии, менеджмент в культуре, новые культурные программы. Современная ситуация складывается таким образом, что старые формы сосуществуют рядом с новыми, учреждения культуры модернизируются достаточно медленно. Ощущается устойчивый дефицит квалифицированных кадров. Обновлению кадров мешает то, что многие массовые профессии отрасли культуры имеют низкий социальный уровень, низкую заработную плату. В Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года сказано: "Необходимо подвести черту и под рядом других накопившихся годами проблем. Прежде всего это касается заработной платы учителей, врачей, работников культуры, науки и военнослужащих. Они должны наконец почувствовать преимущества от роста экономики в стране. На их плечах лежит забота о том, чтобы новые поколения российских граждан вырастали здоровыми, образованными людьми, сохраняющие традиции и духовные ценности своих предков.
Это они задают современные стандарты развития общества, участвуют в формировании нынешней и будущей элиты России. Они являются хранителями богатейшего культурного и духовного наследия нашей страны."
Целью целевой программы "Развитие и сохранение кадрового потенциала в муниципальных организациях культуры на 2006-2011 гг." является повышение роли культуры в воспитании, просвещении и в обеспечении досуга жителей города Благовещенска, обеспечение отрасли высоко квалификационными специалистами, повышение престижа и социальной значимости профессий и совершенствование творческого потенциала работников.
Задачи программы:
- привлечение и закрепление молодых специалистов;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
- привлечение в отрасль высоко квалифицированных кадров.
В результате реализации программы ожидается:
1. Повышение качества культурного обслуживания жителей города Благовещенска.
2. Развитие инновационных процессов, внедрение и использование новых технологий в муниципальных организациях культуры.
3. Укомплектование муниципальных организаций квалифицированными кадрами.
4. Рост профессиональной комфортности персонала, чувства уверенности и профессиональной защиты.
При разработке программы используются следующие законодательные акты:
- Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 09.10.1992 № 3612-1;
- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 № 366-1;
- Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 № 78-ФЗ;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
Современная цивилизация рассматривает приоритетное развитие социально-культурной сферы как способ эффективного решения глобальных, региональных, локальных проблем. И для нового российского общества потребовались иные, чем прежде, подходы в решении правовых, хозяйственных, социальных вопросов функционирования организаций культуры. От них зависит очень многое, поскольку главный капитал страны - это ее культурный потенциал и человек, его создатель и носитель. С развитием глобализации и информационно-коммуникативных технологий особенно быстро изменяются технология и методика культурно-досуговой деятельности, содержание производственно-творческой деятельности. Информационные, PR - технологии, фандрайзинг, новые формы организации деятельности, партнерство, формирование имиджа - теперь не просто атрибуты терминологии, а действенные инструменты стратегической политики в сфере культуры. Инновации, направленные на потребителей культурных услуг, приводят к повышению качества обслуживания населения, расширению ассортимента предоставляемых социально-культурных услуг. Не здание или его техническая оснащенность создают важнейшие предпосылки деятельности организации культуры, а наличие достаточного количества специалистов, желающих внедрять новшества. В условиях нарастания конкурентной борьбы методы управления кадрами становятся главным фактором формирования устойчивой эффективной работы учреждения и его конкурентоспособности.
В городе Благовещенске имеется определенный потенциал культуры, инфраструктура отрасли.
Управление культуры администрации г. Благовещенска объединяет муниципальные учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" с 13-ю филиалами и "Городской Дом народного творчества", муниципальное учреждение "Культурно-социальный кинокомплекс "Благовещенск", муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей "Центральная детская школа искусств", "Музыкальная школа", "Художественная школа", муниципальное предприятие "Городской парк культуры и отдыха".
Численность работников в муниципальных организациях культуры (без техперсонала) на 01.06.2005 г. составляет 264 человека, из них совместителей 55, что составляет 20,8 % от общего числа. Из общего числа работников:
- педагогов - 93;
- библиотекарей, библиографов - 44;
- клубных работников - 59;
- прочих работников - 68.
Высшее образование имеют 124 работника, что составляет 47 %, высшее профессиональное - 74, что составляет 28 %, среднее профессиональное - 87, что составляет 33 % от общего числа работников.
По возрасту до 30 лет - 56 работников, что составляет 21,2 % от общего числа, тогда как предпенсионного возраста 72 работника, что составляет 27,3 %. Заочно обучается 22 человека, вакансий - 18, за последние три года не поступило ни одного заявления о приеме на работу от молодых специалистов. За 2004 год повысили квалификацию на различных курсах 30 работников, что составляет 11% от общего числа. Из них 2 - библиотекари, 2 - клубные работники, 20 - преподаватели УДО. Из-за отсутствия бюджетных средств география обучения ограничивается только дальневосточным регионом.
Таким образом, муниципальные организации культуры испытывают дефицит кадров, прогрессирует процесс их старения, нет притока молодых специалистов.
В городе Благовещенске специалистов для муниципальных организаций культуры готовят Благовещенское музыкальное училище, Амурское областное училище культуры. Специальное высшее образование можно получить в городах Хабаровске в Государственном институте искусств и культуры и Владивостоке в Дальневосточной государственной академии искусств. В последнее десятилетие сократился прием на различные факультеты профильных высших и средних специальных учебных заведений, готовящих специалистов для отрасли культуры. Иллюстрацией этому служит пример набора, обучения и выпуска библиотечных работников в Амурском областном училище культуры за последние пять лет:
Учебный год | Поступило человек | Выпустилось | Пришло работать |
2001-2002 гг. | 0 | 0 | 0 |
2002-2003 гг. | 11 | 7 | 0 |
2003-2004 гг. | 9 | 7 | 1 |
2004-2005 гг. | 0 | - | - |
В библиотеках МУК "Централизованная библиотечная система" на 01.06.2005 г. 13 вакансий, а из имеющихся 44 библиотекарей и библиографов 24 чел. - работники предпенсионного (16) и пенсионного возраста.
В Дальневосточном регионе нет специальных учебных заведений по подготовке специалистов по кинофикации. На сегодняшний день муниципальное учреждение "Культурно-социальный кинокомплекс "Благовещенск" решает проблему обучения киномехаников путем самостоятельного производственного обучения, но такие кадры имеют низкую квалификацию. Ближайшим местом подготовки инженерных кадров (инженеры киноаппаратуры, светотехники, звукорежиссеры и др.) являются Иркутский техникум кинофикации и Санкт-Петербургский институт кинофикации, что требует больших финансовых затрат.
В учреждениях дополнительного образования ощущается нехватка педагогов узкой направленности: преподавателей хора, вокала, теоретических дисциплин, баяна, аккордеона и др. Таких специалистов готовит Благовещенское областное музыкальное училище, но из-за низкого престижа этих профессий наблюдается маленький и слабый набор. При 4-х летнем обучении дается только среднее профессиональное образование. Но и после училища очень мало желающих работать в школах. Музыкальное училище тоже испытывает трудности в преподавательских кадрах, поэтому нет эстрадных специализаций, таких, как, компьютерная аранжировка, эстрадное фортепиано, эстрадная гитара и др., а сегодня они востребованы. Ежегодно Амурское областное училище культуры выпускает около 40 специалистов, которые получают квалификацию "педагог - организатор, руководитель самодеятельного творческого коллектива" хоровой, хореографической, режиссерской специализаций. Каждый год в Городской Дом народного творчества приходят по 1-2 выпускника училища, но наиболее способные, проработав некоторое время, уходят в коммерческие, наиболее оплачиваемые, структуры - рестораны, ночные клубы, уезжают в гастрольные поездки в КНР. Так, например, в 2004 году в Городском Доме народного творчества полностью (8 человек) сменился методический и руководящий состав. А из имеющихся кадров (59 человек) - 35 - совместители.
Основная причина такого положения - очень низкая заработная плата работников культуры. У молодого специалиста, пришедшего работать в организации культуры после училища культуры, она составляет 1936-00 рублей, а после вычета налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - 1684-00 рублей. А средняя, наиболее распространенная заработная плата работника муниципальной организации культуры составляет 3088-00 рублей, после вычета НДФЛ - 2686-00 рублей, тогда как прожиточный минимум на сегодняшний день для трудоспособного населения составляет 3664-00 рублей. Еще одна немаловажная причина нежелания идти работать в организации культуры - отсутствие возможности предоставления какого-либо жилья.
Единая тарифная сетка подрывает заинтересованность работников в своей квалификации, уравнивает оплату квалифицированного и неквалифицированного труда. Вместе с тем, сегодня, например, современный библиотекарь должен стать не только хранителем книг, знатоком литературного процесса и читательских проблем, но и специалистом в области новых технологий, менеджером и маркетологом в информационной среде. Такие же требования и к другим профессиям в отрасли культуры. Учреждения культуры оснащены современной оргтехникой, имеется 32 компьютера, выход в Интернет, электронно-правовая система и др. Обучение на курсах операторов ЭВМ прошли 16 человек при потребности в 40 человек.
Действия ETC по оплате труда выразились в падении престижа профессии работника культуры. Из отрасли уходят наиболее одаренные и высококвалифицированные кадры, в которых нуждается наш город. Одновременно можно четко констатировать отсутствие молодых специалистов. Низкая заработная плата и небольшие перспективы карьерного роста отталкивают молодежь. В отрасли работают те, кто не может представить свою жизнь без культуры, но таких не много.
Актуальна сегодня тема руководящих кадров. Грамотно и профессионально руководить в сфере культуры и искусства всегда было очень сложно. Нет системы обучения управленца в отрасли, с привлечением лучших специалистов.
Время ставит перед учреждениями культуры новые задачи, к решению которых они зачастую не готовы. Каждый день вхождения в рынок приносит новые заботы, и чтобы быть к ним готовым, необходимо иметь грамотных специалистов. В течении ряда лет при утверждении бюджетного финансирования на управление культуры и его подведомственные организации не выделялись средства на решение какой-либо из данных проблем. Причина в сложившейся ситуации не только в недостаточном финансировании, но и в отсутствии федеральных нормативно-правовых актов, таких, как, например, положения об аттестации клубных и библиотечных работников. Именно поэтому разработана целевая программа по стабилизации кадровой ситуации в муниципальных организациях культуры, которая позволит аккумулировать финансовые средства для развития и сохранения кадрового потенциала работников культуры и в конечном итоге повысится качество культурного обслуживания населения города Благовещенска. Комплекс указанных проблем невозможно решить за короткий период времени.
Целью целевой программы "Развитие и сохранение кадрового потенциала в муниципальных организациях культуры на 2006-2011 гг." является обеспечение муниципальных организаций культуры высоко квалификационными специалистами, повышение престижа и социальной значимости профессий, совершенствование творческого потенциала работников культуры.
Задачи программы:
1. Привлечение и закрепление молодых специалистов.
2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
3. Привлечение в отрасль высоко квалифицированных кадров.