РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2005 года N 5/48
Об утверждении муниципальной целевой программы
"Комплексное развитие систем коммунальной
инфраструктуры города Благовещенска на 2005-2013 годы"
(с изменениями на 28 мая 2010 года)
_______________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
решением Благовещенской городской Думы от 26 октября 2006 года N 19/126 (с изменениями на 23 сентября 2009 года);
решением Благовещенской городской Думы от 27 мая 2010 года N 9/70.
_______________________________________________________________________________________________________
Рассмотрев внесенный мэром города Благовещенска проект решения городской Думы "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие и модернизация систем тепло-, водо-, электроснабжения города Благовещенска на 2005-2013 годы", в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании Устава муниципального образования города Благовещенска, учитывая заключение постоянной депутатской комиссии по бюджету, налогам и финансам, городская Дума РЕШИЛА:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Развитие и модернизация систем тепло-, водо-, электроснабжения города Благовещенска на 2005-2013 годы" (прилагается).
2. Объем средств городского бюджета на реализацию муниципальной целевой программы "Развитие и модернизация систем тепло-, водо-, электроснабжения города Благовещенска на 2005 -2013 годы" утверждается ежегодно при принятии решения городской Думы о городском бюджете на очередной финансовый год.
3. Настоящее решение опубликовать в газете "Благовещенск".
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по бюджету, налогам и финансам (Е.А.Захаров).
5. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.
Мэр города Благовещенска
А.А.Мигуля
Муниципальная целевая программа
"Комплексное развитие систем коммунальной
инфраструктуры города Благовещенска на 2005-2013 годы"
(паспорт в редакции, введенной в действие с 28 мая 2010 года
решением Благовещенской городской Думы от 27 мая 2010 года N 9/70, -
см. предыдущую редакцию)
Наименование Программы | муниципальная целевая программа "Комплексное развитие систем коммунальной | |||
Заказчик Программы | Мэр города Благовещенска | |||
Разработчики Программы | управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города | |||
Исполнители Программы | управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города | |||
Цели и задачи Программы | Цели: | |||
Сроки реализации Программы | 2005-2013 годы | |||
Объемы и источники | Всего на реализацию Программы требуется 16161,56 млн. руб., в том числе | |||
Ожидаемые конечные | повышение качества жилищно-коммунального обслуживания, надежности работы | |||
Система организации | Контроль за реализацией Программы осуществляют управление |
Город Благовещенск входит в состав Амурской области и является ее административно-политическим центром. С 2005 года город наделен статусом городского округа. Кроме города Благовещенска в состав городского округа входят сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями: с.Белогорье, п.Мухинка, железнодорожная станция Белогорье, железнодорожная станция Призейская, с.Плодопитомник, с.Садовое.
На территории города Благовещенска сформирован единый экономический и социальный комплекс.
Обеспечение жизнедеятельности территории было и остается основной задачей местного самоуправления, что находит подтверждение в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Состояние и развитие инженерной инфраструктуры городского хозяйства является одним из основных факторов экономического благополучия и стабильного развития муниципального образования. Однако, ее содержание продолжает оставаться одной из самых затратных частей местного бюджета.
В настоящее время 14 предприятий и организаций различных форм собственности предоставляют коммунальные услуги населению города, из них по формам собственности:
- государственная - 2;
- смешанная -10;
- частная - 2
Для большинства поставщиков энергоресурсов (исключение составляют Благовещенская ТЭЦ и ОАО "Амурские коммунальные системы") обеспечение населения тепловой энергией, водой не является основным видом деятельности, что неизбежно сказывается на качестве предоставляемых коммунальных услуг. Как правило, эти организации и предприятия не имеют лицензий по выработке тепловой энергии.
В последнее время наблюдается снижение плановых заданий по ремонту коммунальных объектов на фоне нарастающего физического износа основных фондов, это может привести к увеличению числа аварий в период зимнего максимума нагрузок.
В 2005 году на территории города Благовещенска организациями всех форм собственности построено 1427 квартир общей площадью 95,9 тыс.кв. метров, что в 2,4 раза больше, чем в 2004 году. По сравнению с 2000 годом ввод жилья увеличился в 2,1 раза.
Завершается период так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих инженерных сетей. Ограниченные возможности в использовании действующих мощностей не позволяют наращивать объемы строительства объектов жилого и нежилого назначения.
Уже сегодня Благовещенская ТЭЦ, являясь основным поставщиком тепловой энергии (80,7%), отказывает строительным организациям в выдаче технических условий на теплоснабжение из-за отсутствия свободной тепловой мощности.
Одной из проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие города Благовещенска, в том числе жилищное строительство, является отсутствие земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, а также непрозрачные и обременительные для застройщиков условия присоединения к системам инженерной инфраструктуры. Дефицит необходимых инженерных сооружений приводит к удорожанию предпроектной стадии строительства и снижает инвестиционную активность в городе.
Согласно постановлению мэра города Благовещенска от 29.06.2005 N 1844 "О застройке Северного жилого района города Благовещенска" управлением экономического развития и инвестиций администрации города совместно с МП г.Благовещенска "Городское управление капитального строительства" был разработан инвестиционный проект "Застройка Северного жилого района города Благовещенска".
Реализация инвестиционного проекта имеет огромное социальное значение. Развитие жилищного строительства в рамках Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" позволит обеспечить 40,7 тыс.жителей города Благовещенска современным и доступным жильем.
Строительство 825,8 тыс. кв.м. жилья и объектов социальной инфраструктуры (физкультурные и спортивные сооружения, учреждения культуры, здравоохранения, образования, объекты бытового обслуживания населения и т.д.) на территории общей площадью 237 га позволит создать в городе Благовещенске современный, не имеющий аналогов в Дальневосточном регионе жилой район.
При этом существующая система домостроения уже ориентирована на использование новых технологий, учитывающих возрастающие потребности населения в социально-бытовых услугах.
Ограничение на федеральном уровне предельных тарифов на тепловую и электрическую энергию не позволяет осуществлять строительство объектов инженерной инфраструктуры за счет включения соответствующих затрат в тарифы и в инвестиционные надбавки. К тому же данные затраты при их включении в тарифы являлись бы дополнительной нагрузкой для населения.
Наличие системных проблем в вопросах развития инженерной инфраструктуры требует программно-целевых действий для их решения. Реализация такого подхода позволит не только обеспечить существенное увеличение объемов строительства жилья, снизить издержки на строительство объектов социальной сферы, сдержать рост тарифов на энергоресурсы, но и создать условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем.
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Благовещенска на 2005-2013 годы предусматривает комплекс мероприятий по снижению затрат на производство и реализацию тепловой и электрической энергии, переходу на энергосберегающие технологии, снижению энергетической составляющей в себестоимости предоставляемых услуг предприятиям, учреждениям и организациям различных форм собственности.
Реализация намеченных мероприятий позволит начать строительство Северного жилого района города и обеспечить участие муниципального образования в федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы.
Комплексной программой развития систем коммунальной инфраструктуры города Благовещенска определены необходимые затраты на реализацию мероприятий, источники инвестиционных вложений и механизм финансового обеспечения программы.
Разработанные мероприятия по модернизации объектов коммунального хозяйства города затратные. В связи с этим в рамках реализации городской программы предусматривается софинансирование за счет средств федерального и областного бюджетов по подпрограммам "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства", "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 N 865), по программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 года" и привлечение частных инвестиций.
Внедрение разработанных мероприятий позволит снизить уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры, увеличить эффективность и надежность работы предприятий и систем энерго-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения, увеличить объемы строительства жилых домов и социальных объектов.
При разработке мероприятий программы специалисты руководствовались нормативными актами: федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 N 865), Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации".
Две крупные реки обеспечивают город Благовещенск водой. Наличие Зейской и Бурейской ГЭС, а также Благовещенская ТЭЦ позволяют ему быть достаточно энергообеспеченным. В то же время суровые климатические условия (продолжительность отопительного периода в городе составляет 218 дней), необходимость создания больших запасов топлива (значительный удельный вес энергосоставляющей в затратах), отдаленность территории, большие транспортные расходы обуславливают высокие тарифы на услуги ЖКХ.
В течение 10 лет отрасль ЖКХ являлась дотационной. С 2005 года население в полном объеме оплачивает затраты по предоставлению коммунальных услуг. При этом сохраняются меры социальной поддержки населения: предоставляются субсидии малообеспеченным семьям и одиноко проживающим гражданам и льготы отдельным категориям в соответствии с действующим законодательством.
Зависимость от бюджетного финансирования, низкая платежеспособность населения отрицательно сказываются на финансовом состоянии предприятий ЖКХ. И как следствие - ограниченные возможности по модернизации оборудования, своевременному проведению текущего и капитального ремонтов, рост дебиторской и кредиторской задолженности.
Физический износ инженерных коммуникаций составляет:
котельные - 87,5%;
водопроводные сети - 58%;
канализационные сети - 69%;
тепловые сети - 64%;
водопроводные насосные станции - 30%;
канализационные станции перекачки - 28,5%;
очистные сооружения водопровода и канализации - 67,5%;
трансформаторные подстанции - 70%.
Основная причина высокой степени износа инженерных коммуникаций - дефицит бюджетных средств, необходимых на строительство, реконструкцию и восстановление инженерных систем.
Планово-предупредительные ремонты инженерной инфраструктуры ЖКХ практически полностью уступили место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в несколько раз превышают затраты на плановый ремонт тех же объектов. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов, ведет к лавинообразному накоплению недоремонтов и снижению надежности работы оборудования.
Возрастают показатели утечек воды в системах водоснабжения, в настоящее время они составляют до 30% от общего объема потребляемой воды.
Водоснабжение г.Благовещенска обеспечивают три водозабора "Амурский", "Северный" и "Каптажный", производительностью 98,8 тыс. куб. м/сут., и шесть глубоководных скважин.
Для стабильного водоснабжения домов повышенной этажности построено 45 повысительных насосных станций.
Протяженность муниципальных водопроводных сетей составляет 394,186 км, канализационных - 262,1 км.
Сточные воды перекачиваются 30 канализационными насосными станциями, их очистку обеспечивают очистные сооружения производительностью 60 тыс. куб. м/сут.
В связи с увеличением темпов строительства новых жилых домов в городе, встал вопрос о необходимости увеличения объемов питьевой воды. Так как основная застройка будет вестись в Северном жилом районе, то рационально предусмотреть осуществление водоснабжения строящихся объектов от водозабора "Северный". Но для этого надо провести его модернизацию (вода имеет повышенное содержание железа) и расширение (дефицит мощностей на перспективу).