Недействующий

Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие системы образования города на 2006-2010 годы» (Утратил силу)

Характеристика системы образования города


Принятие муниципальной целевой программы "Развитие образования города Благовещенска на 2006-2010 годы" обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 08.08.2004 № 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", преобразованиями, происходящими в стране во всех сферах жизнедеятельности, а также возрастанием роли образования в социально-экономическом развитии города. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического развития города в средне- и долгосрочной перспективе.

Роль образования в решении задач социально-экономического развития города заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности, развитии инновационной сферы, формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал своего города.

Система образования города включает: 31 общеобразовательное учреждение, 37 дошкольных образовательных учреждений, 7 учреждений дополнительного образования детей. В городе функционирует негосударственная школа "Наш дом", лицей при БГПУ. В общеобразовательных учреждениях обучается 21 тысяча школьников, дошкольным образованием охвачено 8 тысяч детей, дополнительным образованием 9,5 тысяч детей.

В системе образования работают 2342 педагогических работника, из них 179 руководителей, в том числе со стажем до 3-х лет - 231 человек (13,5%), лиц пенсионного возраста - 357 (15,2%). Количество педагогов, имеющих высшее образование - 1664, что на 14% превышает средний показатель по области (76,5%).

Перед учреждениями образования стоят задачи поиска внутренних источников своего развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов, привлечения внебюджетных средств за счет участия в конкурсах, проектной деятельности. Одним из приоритетных направлений является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности. В образовательных учреждениях города накоплен опыт по обновлению содержания образования; создана структура образовательных учреждений, позволяющая решать задачи по изменению содержания образования; развивается сеть городских экспериментальных площадок с последующим внедрением в массовую образовательную практику результатов опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы.

Дифференциация и индивидуализация образования обеспечивается разнообразными образовательными учреждениями и вариативными образовательными программами: в прогимназии, гимназии, лицее, семи специализированных школах, 315 классах с углубленным изучением предметов. Общеобразовательные учреждения обеспечивают вариативность образования в соответствии с основными направлениями концепции модернизации по формированию ключевых компетенций учащихся. В целях усиления практической направленности образования, интеграции общеобразовательной школы с высшими и средними профессиональными учебными заведениями расширилась сеть профильных классов (83) гуманитарной, естественно-научной, физико-математической, социально-экономической и социально-психологической, юридической, военнопатриотической, медицинской направленности с охватом более 7,5 тысяч школьников. Повышению уровня обученности учащихся способствует работа 11-ти городских опытно-экспериментальных площадок и одной федеральной. Экспериментальной деятельностью занимается 35% учреждений города.

Одним их главных приоритетов образовательной политики является управление качеством образования. Наряду с традиционными направлениями контроля внедряются: дидактический мониторинг за обновлением содержания образования, сформированностью общеучебных и специальных предметных умений и навыков, внедрением новых организационных форм и методов учебно-воспитательного процесса, информационно-коммуникативных технологий. Увеличивается число участников олимпиад различного уровня: областных, региональных по общеобразовательным предметам. Появились призеры федеральной окружной и Всероссийской олимпиад. За последние три года стабилизировалось количество выпускников, награжденных золотыми и серебряными медалями (127), что составляет 6% от выпуска и соответствует областному показателю. Свыше 170 школьников ежегодно участвуют в областных, региональных конкурсах, свыше 30% из них становятся призерами. Победители ежегодного конкурса международного обмена старшеклассников "FLEX" в рамках программы "Акт в поддержку свободы" получают возможность обучения и совершенствования языковых навыков в США.

Образовательное пространство города предоставляет школьникам возможность проявления и развития своих способностей в различных видах творческой деятельности: конкурсах проектов, спортивных соревнованиях, научно-практических конференциях. В городе развивается система комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения детей всех возрастов и категорий, а также организация психологической поддержки и помощи родителям этих детей. Разработаны рекомендации по организации психолого-социальных педагогических консилиумов, призванных решать задачи изучения причин школьной неуспеваемости и оказания своевременной психолого-социально-педагогической поддержки ребенку. Организован образовательный процесс в СИЗО для лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы.

Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования города, и увеличение бюджетных расходов на образование, в настоящее время сохраняются проблемы, требующие применения эффективных механизмов и методов их преодоления: низкий уровень заработной платы, понижение престижа профессии учителя являются основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности. Обеспечение условий равенства возможностей получения качественного общего образования, обеспечение потребности населения в дошкольном образовании; формирование эффективной воспитательной системы; создание условий для увеличения охвата детей и подростков различными направлениями, видами и формами занятий при соблюдении принципов общедоступности и добровольности; обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье. Вследствие неблагоприятной социально-экономической ситуации существенно увеличилось количество семей, находящихся в предкризисном состоянии, а также число детей, занимающихся бродяжничеством. Ежегодно увеличивается количество детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете органа опеки и попечительства. В настоящее время в городе 473 усыновленных ребенка, 500 опекаемых детей, 190 воспитанников детского дома и школы-интерната, 889 подростков обучаются в учреждениях профессионального образования, 10 - в приемных семьях, 112 - в доме ребенка. Остаются проблемы в медицинском обслуживании образовательных учреждений, организации и проведении мониторинга состояния здоровья детского населения; проведении просветительской работы с родителями по вопросам сохранения здоровья. Требует дальнейшего совершенствования материально-техническое обеспечение образовательных учреждений. Высокий процент износа инженерных коммуникаций внутри зданий учреждений образования, 39 зданий имеют срок эксплуатации более 30 лет. Состояние помещений большинства школьных столовых не соответствует действующим санитарным нормам и правилам.

Повышение уровня рождаемости в городе требует увеличения объема строительства дошкольных учреждений, восстановление ранее перепрофилированных групп под физкультурные залы, изостудии, кабинеты дополнительного образования, прием в муниципальную собственность ведомственных ДОУ (ДОУ N 45, 53), прекращение договора аренды с арендаторами (ДОУ N 33, 56).

Программа развития системы образования города представляет собой комплекс мероприятий, отражающих изменения в содержании, системе управления, организационно-правовых формах образовательной деятельности и предполагает решение проблем программно-целевым подходом. В результате реализации программных мероприятий будут созданы условия и получены социальные эффекты, обеспечивающие более высокую степень удовлетворения потребностей граждан города, общества и рынка труда в качественном образовании: повышение доступности образования; ориентация системы образования на рынок труда, на перспективные потребности его развития; улучшение содержания и технологий образования; повышение эффективности управления; совершенствование экономических механизмов в сфере образования.