Развитие системы дошкольного образования в Российской Федерации направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. При этом акцент делается на создание равных стартовых возможностей обучения в начальной школе всех детей дошкольного возраста.
Общая направленность государственной образовательной политики созвучна с ценностями и практикой образования в городе Благовещенске. Основными чертами муниципальной системы дошкольного образования являются открытость для партнерства, вариативность учреждений, форм и методов обучения, обновление содержания, расширение сети дошкольных учреждений, укрепление их материальной базы.
По состоянию на 01.01.2008 года в городе Благовещенске функционирует 38 дошкольных образовательных учреждений и 18 дошкольных групп общеобразовательных учреждений прогимназии и начальной школы-детского сада со списочным составом 9715 детей.
Это 28 детских садов (72 %) - общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; 8 детских садов (19,5 %) - компенсирующего вида; 2 детских сада - присмотра и ухода; прогимназия, начальная школа-детский сад.
Достаточно высокий уровень педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и многофункциональной сети учреждений дошкольного образования позволяет представлять разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, социальных запросов общества.
Проблема общедоступности дошкольного образования решается за счет использования внутренних резервов системы дошкольного образования. С 2005 года по январь 2008 года на базе ранее перепрофилированных помещений дополнительно открыты 22 группы на 460 мест. В июле 2007 года восстановлено здание бывшего МДОУ№ 33, с 1 января 2008 года на базе перепрофилированных помещений начальной школы СОШ № 16 организовано МДОУ№2 на 335 мест. С сентября 2008 года будут открыты 5 групп на 67 мест: в МДОУ № 69 - 2 группы, в МДОУ № 68 - 1 группа, в МДОУ № 56 - 2 группы для детей с нарушением интеллекта.
С целью решения проблемы обеспечения местами детей в дошкольных образовательных учреждениях города подготовлена проектно-сметная документация для строительства МДОУ в 408 квартале на 225 детей.
По статистическим данным Благовещенского межрайонного отдела государственной статистики и отдела Загс по городу Благовещенску и Благовещенскому району в городе проживает 16287 детей от 1 года до 7 лет, в том числе детей, подлежащих получению дошкольного образования (с 2-х до 7 лет) -13167. Охват детей дошкольным образованием по городу Благовещенску составляет 75,5% (по России - 61,3 %) от общего количества детей дошкольного возраста.
По демографическому прогнозу государственной статистики ожидается рост рождаемости детей и к 2012 года численность детей увеличится на 17 %, что также увеличит потребность мест в МДОУ. В настоящее время переукомплектованность дошкольных образовательных учреждений составляет 49 %. В очереди на получение места в МДОУ стоит свыше 4 тысяч человек. Наиболее востребованы центральные районы города, микрорайон.
Основным источником финансирования дошкольных образовательных учреждений являются средства городского бюджета.
В 2007 году материальная база дошкольных образовательных учреждений пополнилась на сумму 9,7 млн. рублей, в том числе: за счет бюджетных средств - 1,6 млн. руб. (16,9%);
за счёт средств от предпринимательской деятельности - 8,1 млн. руб. (83,1%).
Исходя из приоритетного направления деятельности МДОУ строится система развития дошкольного образовательного учреждения.
В дошкольных учреждениях разрабатываются и внедряются программы, затрагивающие вопросы социализации личности дошкольника, нравственно-патриотического воспитания детей, проведения инновационной работы, материально-финансового обеспечения; совершенствуется воспитательно-образовательный процесс, внедряются новые формы организации дошкольного воспитания. Педагогические коллективы внедряют программы, которые наиболее полно учитывают специфику работы МДОУ. Это современные комплексные программы "Детство" В.И. Логинова, "Программа воспитания и обучения в детском саду" (новая редакция) М.В. Васильевой, "Развитие" Л.А. Венгера, "Школа 2100" А.А. Леонтьева, "Детский сад и коррекционная работа в детском саду" (для специализированных учреждений 4 вида) Л.И. Плак-синой, "Программа обучения и воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью" Л.Б. Боряевой.
Вместе с тем, доступность дошкольного образования обеспечивается не в полной мере. Основными проблемами устройства детей в дошкольные образовательные учреждения являются недостаточная мощность сети МДОУ и развитие дифференциации системы коррекционных и оздоровительных учреждений.
Из сорока действующих на сегодняшний день дошкольных образовательных учреждений износ двадцати одного здания детских садов (МДОУ № 3, 8, 9, 12, 15, 19, 22,27, 40, 45, 50, 51, 52, 56, 59, 60, 61, 64, 66, 67, НШДС) составляет 25-35 процентов, в тринадцати зданиях детских садов (МДОУ № 1, 10, 14, 23, 30, 32, 35, 36, 46, 47, 49, 54, 55) составляет 35 - 50 процентов; два здания МДОУ № 21 и МДОУ № 24 составляет свыше 80 процентов. Необходим капитальный и текущий ремонт инженерных систем: водопровода, канализации, системы отопления; устройство и ремонт кровель; требуется замена оконных блоков во всех дошкольных образовательных учреждениях.
Старение материально-технической базы дошкольных учреждений, несоответствие почти всех учреждений современным требованиям надзорных органов, отсутствие обеспечения дошкольных учреждений наглядными пособиями, техническими и информационными средствами, детской мебелью создают трудности в обеспечении поступательного развития дошкольных учреждений. Большинство технологического оборудования во всех МДОУ устаревшее и имеет 90 процентов износа. Остается недостаточной укомплектованность МДОУ спортивным оборудованием, мягким инвентарем.