Транспорт занимает особое место в городской инфраструктуре. С его помощью обеспечиваются пассажирские перевозки.
Пассажирские перевозки транспортом общего пользования в городе Благовещенске осуществляются двумя муниципальными предприятиями: МП «Троллейбусное управление», МП «Автоколонна 1275», а также иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
По состоянию на 01.01.2005 года общее количество транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки составляет 794 единицы, в том числе:
муниципальных автобусов - 110
муниципальных троллейбусов - 31
привлеченных автобусов малой и средней вместимости - 71
привлеченных автобусов особо малой вместимости - 582
Протяженность городских маршрутов составляет:
автобусных - 205,1 км
троллейбусных - 36,5 км
Муниципальными автобусами перевозится - 47 % от общего числа пассажиров, троллейбусами - 23 %, транспортом иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей перевозится - 30 %. В 2001 году аналогичные показатели составляли: 54 %, 18 % и 28 %.
Из-за отсутствия средств на приобретение новых автобусов и троллейбусов обновление транспортного парка имеет крайне незначительные объемы и не покрывает даже требуемых объемов списания.
5
В настоящее время особенно актуальной является проблема развития городского электрического транспорта, как более надежного и экологически чистого. Значительным преимуществом городского электротранспорта является то, что Амурская область имеет большой потенциал в выработке электроэнергии, тогда как автомобильное топливо - привозное и дорогостоящее, цена на которое неуклонно растет.
Расширение троллейбусных линий в 2000-2003 годы решило проблему перевозок жителей 2-го и 3-го микрорайонов, связало жилые районы и областную клиническую больницу с центром города, железнодорожным вокзалом и с крупными предприятиями города. Однако, даже с учетом увеличения протяженности маршрутных линий существующей троллейбусной сети для нашего города явно недостаточно.
Вопрос развития электротранспорта в нашем городе актуален еще и тем, что экологическая ситуация в городе имеет тенденцию к ухудшению, что обусловлено растущим объемом автомобилей, которые являются основными источниками загрязнения воздуха.
На каждого жителя области в 2004 году в среднем приходилось около 90 кг вредных выбросов от стационарных и передвижных источников загрязнения. В городе обстановка еще более тяжелая.
Решение экологических проблем имеет для города большое значение и один из методов снижения уровня вредных примесей в атмосферу - это сокращение автомобильного транспорта, путем замещения части автобусных маршрутов троллейбусными.
Несмотря на то, что число муниципальных транспортных средств ниже количества привлеченного транспорта, основная доля пассажиров перевозится муниципальным транспортом.
Поэтому, только за счет увеличения количества привлеченного транспорта на дорогах города нельзя решить проблему пассажирских перевозок. Обеспечить регулярность, безопасность и качество пассажирских перевозок можно только развивая муниципальный транспорт.
Основные проблемы муниципальных предприятий пассажирского транспорта:
изношенная материально-техническая база предприятий, что обусловлено отсутствием средств на приобретение подвижного состава;
- несовершенная законодательная база по организации взаимодействия с перевозчиками иных форм собственности.