Недействующий

Об областной целевой программе «Развитие туризма и туристско-рекреационных зон в Амурской области на 2008-2012 годы» (с изменениями на 24 апреля 2008 года) (Утратил силу)

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
     

Туризм является одной из динамично развивающихся отраслей экономики. Однако, несмотря на положительную динамику, на современном этапе наибольшее распространение в области получил выездной туризм, в то время как въездной и внутренний не получил должного развития.

Так, в 2006 году количество туристов на внутреннем направлении достигло 4709 человек (без учета экскурсантов), на въездном - 9443 человек, на выездном - 75182 человек. Число российских граждан, выезжающих по путевкам за рубеж, постоянно увеличивается. Только в 2006 году по сравнению с 2002 годом число российских граждан, выехавших за рубеж, увеличилось на 67,2%. Самой посещаемой страной по-прежнему остается Китай. Ежегодно в эту страну туристическими фирмами направляется около 98% всех отправленных за границу туристов, в то время как количество иностранных граждан, посетивших область, сократилось за этот период на 72%. Во многом это связано с нововведениями в паспортно-визовом законодательстве КНР, а также с тем, что въездной поток формируется на 99,9% из граждан КНР.

На начало 2007 года в области зарегистрировано 47 организаций, осуществляющих туристскую деятельность. Среднее число работников, занятых туристской деятельностью, в расчете на одну туристическую фирму увеличилось на 14%.

Таким образом, для экономики области приоритетным является развитие внутреннего и въездного туризма. Для развития данных видов туризма область имеет все условия.

1. Разнообразие природных ресурсов.

Область занимает территорию Верхнего Приамурья в пределах Дальнего Востока и располагает значительным потенциалом природных рекреационных ресурсов. На территории области сочетаются восточно-сибирская, охотско-камчатская, приамурская, монголо-даурская и высокогорная флора и фауна. Именно благодаря этому слиянию наблюдается большое разнообразие представителей растительного и животного мира, большая часть которых занесена в Красную книгу России.          

На территории области расположены особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ): государственные природные заповедники (3), ботанический сад, природный парк (Муравьевский парк устойчивого природопользования), заказники республиканского значения (2), заказники областного значения (32), памятники природы (147), курортные и лечебно-оздоровительные зоны (20).

В настоящее время площадь ООПТ достигла 2,15 млн. га, что составляет 5,9% территории области.

Наличие уникальных минеральных источников может способствовать развитию лечебно-оздоровительного туризма. На территории области обнаружено 70 источников минеральных вод, из которых разведанными являются 7. К ним относят Быссинское, Гонжинское, Бурухинское, Игнашинское, Комиссаровское, Константиновское месторождения и месторождение лечебных грязей «Кислое озеро».

Наличие речных систем и горных хребтов создает предпосылки для развития экстремальных и спортивных видов туризма, таких как скалолазание, сплавы по рекам и другие.

2. Наличие памятников культурно-исторического наследия,

В области расположены объекты, связанные с изучением и освоением территории Дальнего Востока (подписание Нерчинского и Айгуньского договоров, строительство БАМа и другие).

3. Наличие туристско-рекреационных предприятий (туристические базы, лечебно-оздоровительные учреждения, летние лагеря, дом охотников и рыболовов, станции юннатов).

4. Наличие объектов для развития этнографического туризма.

В северных районах области расположены поселения компактного проживания коренных народов Севера - эвенков: Ивановский, Усть-Нюкжа, Бомнак. Сдерживающим фактором развития данного вида туризма являются слабая транспортная доступность и удаленность от областного центра. На юге области также есть возможности создания туристских объектов для развития этнографического туризма. Таким объектом может стать проект «Этнографическая деревня» в пригородной зоне г.Благовещенска.

5. Наличие соответствующей инфраструктуры индустрии туризма.

Важными элементами туристской индустрии являются средства размещения. На территории области в 2006 году насчитывалось 61 коллективное средство размещения общей вместимостью 5655 человек, в том числе 47 гостиниц и 13 специализированных средств размещения. При этом преобладают частная и муниципальная формы собственности. Самым распространенным средством размещения являются гостиницы. Из их общего числа только одна гостиница имеет категорию «четыре звезды», остальные являются некатегорийными. Это снижает возможность привлечения в область туристов.

Туристская индустрия питания в области включает рестораны, кафе, бары, буфеты, шашлычные и другие предприятия. Число предприятий общественного питания в области значительно увеличилось и составило на 01.01.2007 1184 единицы, рассчитанные на 62073 посадочных места. Однако в большинстве из них недостаточно высокое качество обслуживания.

Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма в области, являются:

1) отсутствие генеральной схемы размещения объектов инфраструктуры туризма и единого реестра (кадастра) туристских ресурсов области для развития внутреннего и въездного туризма;

2) неразвитость системы паспортизации туристских маршрутов и отсутствие генеральной схемы туристских маршрутов, что снижает осведомленность населения о наличии туристских предложений в регионе;

3) отсутствие единой информационной базы по туристско-рекреационным предприятиям области (в том числе ведомственным базам отдыха);

4) отсутствие новых, востребованных потребителями турпродуктов и объектов показа, слабое развитие индустрии развлечений, направленной на активное привлечение туристов, а значит, и на развитие внутреннего туризма;

5) отсутствие центра координации самодеятельного и экологического туризма в регионе;

6) некатегорийность гостиниц области, необходимость реконструкции коллективных средств размещения и повышения качества обслуживания в них;

7) низкое качество обслуживания на предприятиях питания области;

8) слабая транспортная доступность ряда районов области (Зейский, Тындинский, Селемджинский) и низкое качество дорог;

9) слабая рекламно-информационная деятельность по продвижению регионального турпродукта как внутри страны, так и за рубежом. Отсутствие бренда Амурской области как туристского региона и регионального туристского сайта;

10) ориентированность местных туристических фирм на выездной туризм;