3. 1. Характеристика областных учреждений.
По состоянию на 01. 01. 2006 в собственности Амурской области находилось 160 областных учреждений, в том числе учреждения здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, ветеринарии, управление автомобильных дорог, Фонд имущества Амурской области. В отдельную группу учреждений можно выделить органы государственной власти: Администрацию области и ее структурные подразделения, Амурский областной Совет народных депутатов, Контрольно-счетную палату, Избирательную комиссию Амурской области.
Областные учреждения осуществляют деятельность, обеспечивающую реализацию полномочий области, определенных Федеральным законом от 06. 10. 99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующие сферы деятельности.
Наряду со своей основной деятельностью областные учреждения предоставляют населению различные виды платных услуг, удельный вес которых в общем объеме их услуг составляет от 10% до 20 %. Вместе с тем на территории области существуют и организации иных форм собственности, осуществляющие аналогичные виды деятельности, однако доступность услуг, предоставляемых организациями частной формы собственности, как правило, оказывается ниже, чем областных учреждений, особенно для населения с низкими доходами.
3. 2. Оценка эффективности управления областными учреждениями. Развиваясь в условиях проводимой административной реформы, система управления областными учреждениями осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Законом Амурской области от 06.11.98 № 107-ОЗ «Об управлении государственной собственностью Амурской области», иными нормативными правовыми актами области и уставами соответствующих областных учреждений.
Полномочия по управлению областными учреждениями разграничены между органами государственной власти области. Создаются они решениями областного Совета народных депутатов и Администрацией области в соответствии с их компетенцией.
Уставы большинства областных учреждений, трудовые договоры практически со всеми руководителями областных учреждений приведены в соответствие с требованиями действующих федерального и областного законодательства. Установлен порядок ежегодной отчетности областных учреждений перед структурными подразделениями Администрации области, в ведение которых они находятся, о выполнении плана по сети, штатам и контингентам. Проводилась работа по государственной регистрации прав на объекты недвижимости, находящиеся в оперативном управлении областных учреждений. Велся регулярный контроль за их деятельностью.
Вместе с тем остается ряд проблем в управлении областными учреждениями. Так, отсутствует единый порядок их создания, ликвидации и реорганизации, назначения и оценки деятельности их руководителей. Не разработан типовой устав областного учреждения, типовой трудовой договор с руководителем областного учреждения.
Недостаточно внимания уделяется оценке имущественного комплекса областных учреждений с позиций необходимости и достаточности для осуществления уставных видов деятельности, а также своевременному обновлению материально-технической базы.
Не разработана система критериев сохранения областных учреждений.
3. 3. Цели и задачи управления областными учреждениями. Целями управления областными учреждениями являются:
1) рост уровня и качества жизни населения области за счет повышения качества услуг, предоставляемых областными учреждениями;
2) обеспечение реализации полномочий области, определенных федеральным и областным законодательством.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) оптимизировать количество областных учреждений и расходы областного бюджета на их содержание в разрезе отраслей;
2) разработать действенные механизмы управления и контроля за деятельностью областных учреждений с целью повышения эффективности деятельности и качества оказываемых ими услуг.
3. 4. Методы достижения целей управления областными учреждениями.
Основными направлениями деятельности для достижения поставленных целей являются:
1. Оптимизация количества областных учреждений, функции которых соответствуют полномочиям области, определенным федеральным и областным законодательством. Разработка и реализация мер по реорганизации или ликвидации областных учреждений, потребность в деятельности которых утрачена.
Для этого необходимо:
провести анализ фактически выполняемых областными учреждениями видов деятельности, на основании которого определить перечень областных учреждений, необходимых для реализации стоящих перед областью задач;
провести работу по преобразованию отдельных областных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в организации иных организационно-правовых форм.
2. Анализ и оценка результатов деятельности областных учреждений, позволяющие своевременно выявлять и предотвращать негативные тенденции в их работе. В том числе:
анализ имущественного комплекса областных учреждений с позиций его необходимости и достаточности для осуществления уставной деятельности;
доля платных услуг в общем объеме услуг;
наличие на рынке организаций иной организационно-правовой формы собственности, оказывающих аналогичные виды услуг,
3. Своевременное обновление материально-технической базы областных учреждений, стимулирование применения ими новейших достижений техники и технологий.
4. Развитие и совершенствование нормативной правовой базы области, регулирующей вопросы управления областными учреждениями.