Принятие Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации в 1999 году ознаменовало переход к качественно новому этапу в реформировании отношений собственности. В этом документе впервые был перенесен акцент с приватизации на иные способы управления и распоряжения государственным имуществом: учет, контроль использования и сохранения, получение дохода от коммерческого использования имущества. Соответственно формулировались цели и задачи управления государственным имуществом, принципы формирования механизма управления.
В Амурской области была разработана аналогичная Концепция управления областным имуществом (далее - Концепция 3 999 года), одобренная постановлением Главы Администрации области от 20. 12. 99 № 715. Концепция 1999 года, реализуемая в 2000-2005 годах, позволила в значительной степени решить задачу учета имущества, находящегося в собственности Амурской области (далее - областное имущество), повышения эффективности управления в части совершенствования контроля использования и сохранности имущества, обеспечения доходов от коммерческого использования областной собственности.
Однако не все поставленные Концепцией 1999 года задачи были решены, не все цели достигнуты. Несмотря на то, что одним из важнейших достижений реализации Концепции 1999 года явилось создание механизма управления областным имуществом, организации деятельности структурных образований государственных и муниципальных органов по управлению имуществом, ряд задач, поставленных в ней, актуальны и сейчас.
Во многом это связано с тем, что с момента принятия Концепции 1999 года значительно изменилась экономическая ситуация в стране, скорректированы задачи в сфере управления государственной собственностью, проводится административная реформа, в развитие которой приняты новые законы. Кроме того, в Концепции 1999 года не нашли отражения такие важные объекты управления областной собственностью, как земля, жилищный фонд, роль которых трудно переоценить. Все это обусловливает необходимость адаптации Концепции управления государственным имуществом области к новым задачам и значительной ее доработки в соответствии с приоритетными направлениями административной реформы, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824. Среди них: ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, прекращение избыточною государственного регулирования, разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. В этих условиях политика управления государственной собственностью должна строиться на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства, его субъектов. Реализация этих направлений требует корректировки уже заявленных целей и задач управления государственным имуществом. Так, главными целями управления областным имуществом на ближайшую перспективу следует считать:
обеспечение государственных органов Амурской области имуществом, необходимым для наиболее полного выполнения ими своих полномочий;
обеспечение наиболее эффективного использования областного имущества, земельных ресурсов, жилищного фонда;
создание системы управления земельными ресурсами области.
Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:
1) оптимизация структуры областного имущества, в том числе сокращение избыточной части имущества, которое не обеспечивает выполнения функций и полномочий органов государственной власти Амурской области;
2) определение перечней государственных унитарных предприятий области (далее - ГУП области), областных государственных учреждений (далее - областные учреждения), которые необходимы для выполнения функций и полномочий органов власти Амурской области;
3) завершение процесса перераспределения имущества, в том числе земельных ресурсов, между публично-правовыми образованиями в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях обеспечения имущественной основы выполнения всеми органами государственной власти полномочий, возложенных на них Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
4) преобразование областных учреждений, не обеспечивающих реализацию государственных функций, в иные формы некоммерческих и коммерческих организаций;
5) совершенствование нормативной базы, регулирующей вопросы управления областным государственным имуществом, в том числе земельными ресурсами;
6) вовлечение в оборот земельных ресурсов, находящихся в собственности области, в том числе земель сельскохозяйственного назначения;
7) максимизация доходов от коммерческого использования областного имущества, в том числе земель;
8) обеспечение контроля использования и сохранности областного государственного имущества, в том числе земель, относящихся к собственности области.
Достижение поставленных целей обеспечено достаточным имущественным комплексом. В первую очередь, по состоянию на 01. 01. 2006, это имущество 44 ГУП области и 181 областного учреждения, включающее в себя 1686 объектов недвижимости. Кроме того, в реестре собственности области учтено 138 объектов незавершенного строительства, 238 земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости областного уровня собственности, 19 пакетов акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ.
Общая балансовая стоимость основных средств, относящихся к собственности области, по состоянию на 01. 01. 2006 составляет 30 085 171, 34 тыс. рублей, в том числе балансовая стоимость объектов недвижимости 20 648 616, 23 тыс. рублей.
Все органы государственной власти области в основном обеспечены необходимыми помещениями и имуществом. Отдельные неурегулированные вопросы размещения областных учреждений возможно решить за счет перераспределения помещений. Значительные площади (более 5 тыс. кв. м. ) область передала в пользование федеральным органам исполнительной власти, которые не смогли решить проблему размещения за счет федеральных источников.
Вместе с тем, имущественный комплекс области, достаточный для обеспечения полномочий и функций органов государственной власти области, не достаточен для получения сколько-нибудь заметных доходов от его коммерческого использования. И хотя из года в год в связи с повышением эффективности управления областным имуществом в абсолютном выражении наблюдается устойчивый рост доходов областного бюджета, тем не менее в 2005 году от аренды областного имущества без учета земельных ресурсов получено только 25, 8 млн. руб., от приватизации - 2, 7 млн. руб., перечислено областными предприятиями от прибыли - 3, 7 млн. руб., всего доходы составили - 32, 2 млн. руб. То есть рассматривать имущественный комплекс области как серьезный источник прямых доходов областного бюджета нельзя. По сути, он уже ориентирован в большей степени на обеспечение полномочий органов государственной власти области.
В то же время настоящая Концепция управления государственным имуществом Амурской области на 2006-2010 годы (далее - Концепция) предполагает проведение целого комплекса мероприятий по образованию новых объектов областной собственности, способных приносить доходы в бюджет области. Это, в первую очередь, земельные участки, вовлекаемые в оборот вследствие разграничения государственной собственности на землю.
В целом реализация положений настоящей Концепции позволит сократить имеющееся избыточное областное имущество, которое вследствие своей незначительности не дает ощутимых доходов областному бюджету, не решает вопросов создания благоприятного инвестиционного климата, не имеет определяющего значения в экономике области.