Недействующий

О Концепции управления государственным имуществом Амурской области на 2006-2010 годы

II. Управление государственными унитарными предприятиями Амурской области


2. 1. Характеристика ГУП области.

По состоянию на 01. 01. 2006 в собственности Амурской области находится 44 ГУП области, основанных на праве хозяйственного ведения.

Однако анализ показывает, что деятельность значительного числа этих предприятий не соответствует полномочиям области, определенным федеральным и областным законодательством. В число действующих ГУП области входят и предприятия, которые могли бы быть приватизированы, реструктуризированы и перепрофилированы, но по ряду причин еще не включены в программы оптимизации. Более того, на территории области существуют организации иной организационно-правовой формы, осуществляющие аналогичные виды деятельности. К ним можно отнести предприятия, оказывающие полиграфические, страховые, торговые услуги и другие, осуществляющие дублирующие функции действующих организаций иной формы собственности.

В 2005 году убыточными были 6 ГУП области. Это объясняется, прежде всего, тем, что ГУП области объективно присущи некоторые недостатки, отрицательно влияющие на эффективность их деятельности: отсутствие заинтересованности в развитии предприятия и улучшении качества производимой продукции (работ, услуг), завышение издержек, занижение прибыли и т. д.

2.2. Оценка эффективности управления областными предприятиями. В настоящее время система управления ГУП области в основном создана и получила свое правовое оформление. Законом Амурской области от 06.11.98 № 107-ОЗ «Об управлении государственной собственностью Амурской области» функции по управлению ГУП области разграничены между структурными подразделениями Администрации области по отраслевому принципу, что позволяет в значительной степени учесть специфику деятельности областных предприятий в различных сферах управления. Трудовые договоры с большинством руководителей ГУП области приведены в соответствие с примерным трудовым договором, утвержденным постановлением губернатора области от 07. 12. 2004 № 636. Уставы 36 ГУП области приведены в соответствие с типовым уставом, утвержденным постановлением губернатора области от 15. 08. 2003 № 573. В них, а также в трудовых договорах с руководителями предусмотрена ответственность руководителей за результаты финансово-хозяйственной деятельности ГУП области.

В целях повышения эффективности использования областного имущества ежегодно разрабатываются программы деятельности ГУП области, ежеквартально представляются отчеты руководителей и бухгалтерская отчетность, на основании которых ведется реестр основных показателей экономической эффективности деятельности ГУП области.

Созданы и работают отраслевые балансовые комиссии. По результатам их заседаний дается оценка эффективности управления, сохранности и целевого использования находящегося в хозяйственном ведении ГУП области имущества, а также определяются меры по улучшению производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ГУП области.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» осуществляется обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности ГУП области, проводимая аудиторскими организациями, отобранными по результатам работы конкурсных комиссий.

Утверждено типовое техническое задание на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля собственности Амурской области составляет не менее 25 процентов, и государственных унитарных предприятий Амурской области.

В целях создания оптимального по масштабу, эффективного сектора областных предприятий, позволяющего решать стоящие перед областью задачи, был разработан Прогнозный план реформирования государственных унитарных предприятий Амурской области на 2004-2005 годы, разрабатывается Прогнозный план оптимизации количества ГУП области на 2006-2008 годы.

Целенаправленная и последовательная работа по созданию эффективной системы управления ГУП области привела в 2002-2005 годах к следующим результатам:

объем полученной ГУП области выручки увеличился в 2, 7 раза;

доля убыточных ГУП области в общем количестве ГУП области сократилась на 16, 7 % (с 32, 6 % в 2002 году до 15, 9 % в 2005 году), а доля прибыльных ГУП области увеличилась до 65, 9 %;

сумма чистой прибыли, полученной всеми ГУП области, возросла в 4, 9 раза, общая сумма убытков снизилась более чем на треть (на 36, 3 %); сумма отчислений в областной бюджет возросла в 3 раза;

общая стоимость чистых активов всех ГУП области возросла в 23, 7 раза.

Однако, несмотря на положительные тенденции, в сфере деятельности и управления ГУП области сохраняется еще ряд нерешенных проблем. Среди них:

1) несовершенна нормативная правовая база, регулирующая вопросы необходимости обязательной ежегодной аудиторской проверки всех ГУП области и осуществления контроля за деятельностью ГУП области, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Неоднозначно и сложно в применении законодательство области, регулирующее вопросы применения к руководителям ГУП области мер ответственности за совершение ими административных правонарушений. Устарели и не отвечают современным условиям действующие рекомендации по оплате труда руководителей государственных унитарных предприятий, применяемые в области с 1995 года.

Отсутствует положение о порядке согласования ГУП области проведения заимствований и совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, уступкой требований, переводом долга и иными обременениями;

2) недостаточен контроль за выполнением программ деятельности ГУП области со стороны структурных подразделений Администрации области.

Не применяются меры воздействия в отношении руководителей ГУП области за невыполнение утвержденных в установленном порядке показателей экономической эффективности деятельности ГУП области, некачественное составление и несвоевременное предоставление отчетов о финансово-хозяйственной деятельности;

3) недооценивается значение методов экономического стимулирования предприятий и их руководителей;

4) не получила должного применения норма законодательства о назначении руководителей ГУП области по результатам проведения конкурса, а также их аттестации.

2. 3. Цели и задачи управления ГУП области. Целями управления ГУП области являются:

1) обеспечение качественного и в полном объеме удовлетворения потребностей населения области в товарах и услугах, производство которых возможно исключительно государственными унитарными предприятиями;

2) создание эффективных производств в рамках государственного сектора.

Для достижения указанных выше целей необходимо решить следующие задачи:

1) оптимизировать количество государственных предприятий;