Недействующий


ГУБЕРНАТОР АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 сентября 2006 года № 486

О Концепции управления
государственным имуществом Амурской области на 2006-2010 годы



В целях определения основных направлений повышения эффективности управления имуществом, находящимся в собственности области, оптимизации структуры областной собственности, создания устойчивых предпосылок для роста экономического потенциала области, увеличения доходов областного бюджета, а также решения иных задач, способствующих развитию имущественного комплекса области ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом Амурской области на 2006-2010 годы (далее - Концепция).

2. Структурным подразделениям Администрации области, осуществляющим координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления):

разработать и представить в срок до 01. 10. 2006 для обобщения в департамент Администрации области по управлению государственным имуществом области Планы организационных первоочередных мероприятий по реализации Концепции;

организовать работу по реализации Концепции;

при разработке нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере управления собственностью области, руководствоваться основными положениями Концепции.

3. Департаменту Администрации области по управлению государственным имуществом области (В. Н. Павлюков) представить информацию о ходе выполнения настоящего постановления 01.02.2008 и 01.02.2011.

4. Признать утратившим силу постановление Главы Администрации Амурской области от 20.12.99 № 715 «О Концепции управления областным имуществом и приватизации в Амурской области».

5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.


Л.В.Коротков

Приложение
к постановлению губернатора Амурской области
от 06. 09. 2006 № 486

КОНЦЕПЦИЯ
управления государственным имуществом Амурской области на 2006-2010 годы

I. Общие положения


Принятие Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации в 1999 году ознаменовало переход к качественно новому этапу в реформировании отношений собственности. В этом документе впервые был перенесен акцент с приватизации на иные способы управления и распоряжения государственным имуществом: учет, контроль использования и сохранения, получение дохода от коммерческого использования имущества. Соответственно формулировались цели и задачи управления государственным имуществом, принципы формирования механизма управления.

В Амурской области была разработана аналогичная Концепция управления областным имуществом (далее - Концепция 3 999 года), одобренная постановлением Главы Администрации области от 20. 12. 99 № 715. Концепция 1999 года, реализуемая в 2000-2005 годах, позволила в значительной степени решить задачу учета имущества, находящегося в собственности Амурской области (далее - областное имущество), повышения эффективности управления в части совершенствования контроля использования и сохранности имущества, обеспечения доходов от коммерческого использования областной собственности.

Однако не все поставленные Концепцией 1999 года задачи были решены, не все цели достигнуты. Несмотря на то, что одним из важнейших достижений реализации Концепции 1999 года явилось создание механизма управления областным имуществом, организации деятельности структурных образований государственных и муниципальных органов по управлению имуществом, ряд задач, поставленных в ней, актуальны и сейчас.

Во многом это связано с тем, что с момента принятия Концепции 1999 года значительно изменилась экономическая ситуация в стране, скорректированы задачи в сфере управления государственной собственностью, проводится административная реформа, в развитие которой приняты новые законы. Кроме того, в Концепции 1999 года не нашли отражения такие важные объекты управления областной собственностью, как земля, жилищный фонд, роль которых трудно переоценить. Все это обусловливает необходимость адаптации Концепции управления государственным имуществом области к новым задачам и значительной ее доработки в соответствии с приоритетными направлениями административной реформы, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824.  Среди них: ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, прекращение избыточною государственного регулирования, разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. В этих условиях политика управления государственной собственностью должна строиться на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства, его субъектов. Реализация этих направлений требует корректировки уже заявленных целей и задач управления государственным имуществом. Так, главными целями управления областным имуществом на ближайшую перспективу следует считать:

обеспечение государственных органов Амурской области имуществом, необходимым для наиболее полного выполнения ими своих полномочий;

обеспечение наиболее эффективного использования областного имущества, земельных ресурсов, жилищного фонда;

создание системы управления земельными ресурсами области.

Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:

1) оптимизация структуры областного имущества, в том числе сокращение избыточной части имущества, которое не обеспечивает выполнения функций и полномочий органов государственной власти Амурской области;

2) определение перечней государственных унитарных предприятий области (далее - ГУП области), областных государственных учреждений (далее - областные учреждения), которые необходимы для выполнения функций и полномочий органов власти Амурской области;

3) завершение процесса перераспределения имущества, в том числе земельных ресурсов, между публично-правовыми образованиями в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях обеспечения имущественной основы выполнения всеми органами государственной власти полномочий, возложенных на них Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

4) преобразование областных учреждений, не обеспечивающих реализацию государственных функций, в иные формы некоммерческих и коммерческих организаций;

5) совершенствование нормативной базы, регулирующей вопросы управления областным государственным имуществом, в том числе земельными ресурсами;

6) вовлечение в оборот земельных ресурсов, находящихся в собственности области, в том числе земель сельскохозяйственного назначения;

7) максимизация доходов от коммерческого использования областного имущества, в том числе земель;

8) обеспечение контроля использования и сохранности областного государственного имущества, в том числе земель, относящихся к собственности области.

Достижение поставленных целей обеспечено достаточным имущественным комплексом. В первую очередь, по состоянию на 01. 01. 2006, это имущество 44 ГУП области и 181 областного учреждения, включающее в себя 1686 объектов недвижимости. Кроме того, в реестре собственности области учтено 138 объектов незавершенного строительства, 238 земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости областного уровня собственности, 19 пакетов акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ.

Общая балансовая стоимость основных средств, относящихся к собственности области, по состоянию на 01. 01. 2006 составляет 30 085 171, 34 тыс. рублей, в том числе балансовая стоимость объектов недвижимости 20 648 616, 23 тыс. рублей.

Все органы государственной власти области в основном обеспечены необходимыми помещениями и имуществом. Отдельные неурегулированные вопросы размещения областных учреждений возможно решить за счет перераспределения помещений. Значительные площади (более 5 тыс. кв. м. ) область передала в пользование федеральным органам исполнительной власти, которые не смогли решить проблему размещения за счет федеральных источников.

Вместе с тем, имущественный комплекс области, достаточный для обеспечения полномочий и функций органов государственной власти области, не достаточен для получения сколько-нибудь заметных доходов от его коммерческого использования. И хотя из года в год в связи с повышением эффективности управления областным имуществом в абсолютном выражении наблюдается устойчивый рост доходов областного бюджета, тем не менее в 2005 году от аренды областного имущества без учета земельных ресурсов получено только 25, 8 млн. руб., от приватизации - 2, 7 млн. руб., перечислено областными предприятиями от прибыли - 3, 7 млн. руб., всего доходы составили - 32, 2 млн. руб. То есть рассматривать имущественный комплекс области как серьезный источник прямых доходов областного бюджета нельзя. По сути, он уже ориентирован в большей степени на обеспечение полномочий органов государственной власти области.

В то же время настоящая Концепция управления государственным имуществом Амурской области на 2006-2010 годы (далее - Концепция) предполагает проведение целого комплекса мероприятий по образованию новых объектов областной собственности, способных приносить доходы в бюджет области. Это, в первую очередь, земельные участки, вовлекаемые в оборот вследствие разграничения государственной собственности на землю.

В целом реализация положений настоящей Концепции позволит сократить имеющееся избыточное областное имущество, которое вследствие своей незначительности не дает ощутимых доходов областному бюджету, не решает вопросов создания благоприятного инвестиционного климата, не имеет определяющего значения в экономике области.

II. Управление государственными унитарными предприятиями Амурской области


2. 1. Характеристика ГУП области.

По состоянию на 01. 01. 2006 в собственности Амурской области находится 44 ГУП области, основанных на праве хозяйственного ведения.

Однако анализ показывает, что деятельность значительного числа этих предприятий не соответствует полномочиям области, определенным федеральным и областным законодательством. В число действующих ГУП области входят и предприятия, которые могли бы быть приватизированы, реструктуризированы и перепрофилированы, но по ряду причин еще не включены в программы оптимизации. Более того, на территории области существуют организации иной организационно-правовой формы, осуществляющие аналогичные виды деятельности. К ним можно отнести предприятия, оказывающие полиграфические, страховые, торговые услуги и другие, осуществляющие дублирующие функции действующих организаций иной формы собственности.

В 2005 году убыточными были 6 ГУП области. Это объясняется, прежде всего, тем, что ГУП области объективно присущи некоторые недостатки, отрицательно влияющие на эффективность их деятельности: отсутствие заинтересованности в развитии предприятия и улучшении качества производимой продукции (работ, услуг), завышение издержек, занижение прибыли и т. д.

2.2. Оценка эффективности управления областными предприятиями. В настоящее время система управления ГУП области в основном создана и получила свое правовое оформление. Законом Амурской области от 06.11.98 № 107-ОЗ «Об управлении государственной собственностью Амурской области» функции по управлению ГУП области разграничены между структурными подразделениями Администрации области по отраслевому принципу, что позволяет в значительной степени учесть специфику деятельности областных предприятий в различных сферах управления. Трудовые договоры с большинством руководителей ГУП области приведены в соответствие с примерным трудовым договором, утвержденным постановлением губернатора области от 07. 12. 2004 № 636. Уставы 36 ГУП области приведены в соответствие с типовым уставом, утвержденным постановлением губернатора области от 15. 08. 2003 № 573. В них, а также в трудовых договорах с руководителями предусмотрена ответственность руководителей за результаты финансово-хозяйственной деятельности ГУП области.

В целях повышения эффективности использования областного имущества ежегодно разрабатываются программы деятельности ГУП области, ежеквартально представляются отчеты руководителей и бухгалтерская отчетность, на основании которых ведется реестр основных показателей экономической эффективности деятельности ГУП области.

Созданы и работают отраслевые балансовые комиссии. По результатам их заседаний дается оценка эффективности управления, сохранности и целевого использования находящегося в хозяйственном ведении ГУП области имущества, а также определяются меры по улучшению производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ГУП области.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» осуществляется обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности ГУП области, проводимая аудиторскими организациями, отобранными по результатам работы конкурсных комиссий.

Утверждено типовое техническое задание на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля собственности Амурской области составляет не менее 25 процентов, и государственных унитарных предприятий Амурской области.

В целях создания оптимального по масштабу, эффективного сектора областных предприятий, позволяющего решать стоящие перед областью задачи, был разработан Прогнозный план реформирования государственных унитарных предприятий Амурской области на 2004-2005 годы, разрабатывается Прогнозный план оптимизации количества ГУП области на 2006-2008 годы.

Целенаправленная и последовательная работа по созданию эффективной системы управления ГУП области привела в 2002-2005 годах к следующим результатам:

объем полученной ГУП области выручки увеличился в 2, 7 раза;

доля убыточных ГУП области в общем количестве ГУП области сократилась на 16, 7 % (с 32, 6 % в 2002 году до 15, 9 % в 2005 году), а доля прибыльных ГУП области увеличилась до 65, 9 %;

сумма чистой прибыли, полученной всеми ГУП области, возросла в 4, 9 раза, общая сумма убытков снизилась более чем на треть (на 36, 3 %); сумма отчислений в областной бюджет возросла в 3 раза;

общая стоимость чистых активов всех ГУП области возросла в 23, 7 раза.

Однако, несмотря на положительные тенденции, в сфере деятельности и управления ГУП области сохраняется еще ряд нерешенных проблем. Среди них:

1) несовершенна нормативная правовая база, регулирующая вопросы необходимости обязательной ежегодной аудиторской проверки всех ГУП области и осуществления контроля за деятельностью ГУП области, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Неоднозначно и сложно в применении законодательство области, регулирующее вопросы применения к руководителям ГУП области мер ответственности за совершение ими административных правонарушений. Устарели и не отвечают современным условиям действующие рекомендации по оплате труда руководителей государственных унитарных предприятий, применяемые в области с 1995 года.

Отсутствует положение о порядке согласования ГУП области проведения заимствований и совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, уступкой требований, переводом долга и иными обременениями;

2) недостаточен контроль за выполнением программ деятельности ГУП области со стороны структурных подразделений Администрации области.

Не применяются меры воздействия в отношении руководителей ГУП области за невыполнение утвержденных в установленном порядке показателей экономической эффективности деятельности ГУП области, некачественное составление и несвоевременное предоставление отчетов о финансово-хозяйственной деятельности;

3) недооценивается значение методов экономического стимулирования предприятий и их руководителей;

4) не получила должного применения норма законодательства о назначении руководителей ГУП области по результатам проведения конкурса, а также их аттестации.

2. 3. Цели и задачи управления ГУП области. Целями управления ГУП области являются:

1) обеспечение качественного и в полном объеме удовлетворения потребностей населения области в товарах и услугах, производство которых возможно исключительно государственными унитарными предприятиями;

2) создание эффективных производств в рамках государственного сектора.

Для достижения указанных выше целей необходимо решить следующие задачи:

1) оптимизировать количество государственных предприятий;

2) повысить эффективность их деятельности;

3) усилить контроль за деятельностью ГУП области путем совершенствования нормативной правовой базы и сложившейся практики управления ими.

2. 4. Методы достижения целей управления ГУП области. Основными направлениями деятельности для достижения поставленных целей являются:

1. Определение количества и отраслевой принадлежности ГУП области, сохранение которых в собственности области целесообразно, а также разработка и реализация мер по оптимизации количества государственных унитарных предприятий области на основе следующих критериев:

социальная значимость предприятий для области;

экономическая эффективность деятельности предприятий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»