Недействующий

Об областной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Амурской области как национального достояния на 2006-2010 годы» (с изменениями на 12 октября 2007 года) (Утратил силу)

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ ЕЕ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Основным условием обеспечения, стабильного развития агропромышленного комплекса области являются сохранение, восстановление и рациональное использование плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.

Сохранение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и его рациональное использование в процессе хозяйственной деятельности имеют огромное значение. Плодородие почв, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы.

Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельскохозяйственного производства от погодных условий.

В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В области по состоянию на 1 января 2005 года общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 2631,8 тыс. га, в том числе 1781,8 тыс. га сельскохозяйственных угодий, или 70,0% уровня 1990 года, из них пашни - 1143,3 тыс. га, посевные площади - 573,7 тыс. га. Состав сельскохозяйственных угодий приведен в приложении № 1.

В 2005 году завершилось действие федеральной целевой программы «Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы». В области реализация мероприятий по поддержанию плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения характеризуется низкими показателями выполненных объемов работ. Среднегодовое внесение минеральных удобрений за 2002-2005 годы составило 7,3 кг действующего вещества на 1 га посева, что составляет 6,6 % оптимального уровня.

На 1 января 2005 года в области насчитывается 246,1 тыс. га мелиорированных земель, в том числе 236,9 тыс. га осушенных. Объемы мелиоративных работ крайне недостаточны.

В настоящее время только 61 % мелиорируемых земель используется под пашню. Часть мелиорированных земель используется под сенокосы и пастбища, часть осушенных земель переведена в залежь.     


Под урожай 2005 года внесено всего 4,3 тыс. тонн минеральных удобрений в дейс1вующем веществе и 13,3 тыс. тонн органических, что составляет соответственно 12,0 % и 9,6 % оптимальной потребности.

За 2002-2004 годы работы по химической мелиорации почв (известкование, фосфоритование) проведены на площади 17,3 тыс. га при ежегодной потребности 59 тыс. га, в 2005 году эти работы в области не проводились.

Борьба с сорной растительностью химическим методом проведена на 328 тыс. га, что составляет 73 % потребности.

Фактически перестали вноситься органические удобрения. Площади многолетних трав в области незначительны (16 % площади пашни, находящейся в обороте), что не позволяет за счет них обеспечить повышение плодородия почв.

В области сложился отрицательный баланс гумуса. В результате за последние 15 лет площадь пашни с высоким содержанием гумуса сократилась на 19,6 %.

Основными причинами сокращения объемов работ по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения области являются недостаток собственных оборотных средств у производителей сельскохозяйственной продукции, связанный с диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и на промышленную продукцию, поставляемую селу, опережающий рост цен на энергоносители, а также отсутствие системы долгосрочного кредитования хозяйств и ограниченность областного бюджета.

Проблема сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения.

Федеральные законы «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и «О мелиорации земель» определили необходимость разработать настоящую программу.