Недействующий

О комплексной программе государственной поддержки развития агропромышленного производства Амурской области на 2006-2010 годы (с изменениями на 12 октября 2007 года) (Утратил силу)

10. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ОБЛАСТИ


В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.09.95 № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием», от 10.02.2000 № 117 «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса» в области большое значение уделяется государственной кадровой политике, выражающей стратегию формирования, развития и востребованности кадрового потенциала в агропромышленном комплексе.

В агропромышленном комплексе области по состоянию на 1 января 2005 года работало 19559 человек, это на 2546 человек меньше, чем на 1 января 2004 года, из них 2413 человек - руководители и специалисты, занятые непосредственно в сельскохозяйственном производстве.

Социальная обстановка в сельскохозяйственном производстве и, прежде всего, низкий уровень заработной платы не позволяют обеспечить стабильный приток в аграрный комплекс профессионально подготовленных, ответственных работников, отличающихся созидательной активностью и творческим подходом к делу.

Переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов сельского хозяйства в учебных заведениях сельскохозяйственного профиля области идут крайне слабо, это связано с большими затратами финансовых средств, которых в хозяйствах недостаточно.

Сравнительный анализ (приложения № 15, № 16) показывает, что за последние два года численность руководителей и специалистов агропромышленного комплекса области сократилась на 13%. Главной причиной создавшегося положения являются снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции и ухудшение социально-экономического положения на селе. Удельный вес руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий области, имеющих высшее образование, составляет 31%, среднее специальное образование - 46%, руководителей-практиков, не имеющих высшего или среднего специального образования, - 23%.

Подготовкой специалистов для агропромышленного комплекса области и частично для всего дальневосточного региона занимаются Дальневосточный государственный аграрный университет (ДальГАУ) и три средних специальных учебных заведения: Благовещенский сельскохозяйственный техникум, Амурский строительный колледж и Белогорский технологический техникум пищевой промышленности.

Образовательными учреждениями области за счет бюджетных средств ежегодно готовятся 1083 человека (50% общего количества подготовленных специалистов), что создает резерв для удовлетворения потребности предприятий в специалистах сельского хозяйства.

Для решения проблемы закрепления выпускников ДальГАУ на селе производится целевой набор студентов на договорной основе из числа выпускников сельских школ, для чего ежегодно выделяется около 250 целевых мест на основные сельскохозяйственные специальности.

В настоящее время учебно-курсовая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров массовых профессий для агропромышленного комплекса области состоит из Амурского областного учебно-курсового комбината, находящегося в областной государственной собственности, а также семи муниципальных учебно-курсовых комбинатов и Серышевского учебного пункта при СПОШ № 2. Учебно-курсовые комбинаты ведут подготовку по 12 профессиям и по 8 - повышение квалификации.

В учреждениях начального профессионального образования обучаются 11115 человек. Более 40% обучающихся одновременно с профессией получают среднее общее образование. Прием учащихся в профессиональные училища и лицеи в 2004 году составил 6847 человек, или 28,8% выпускников всех 9 и 11 классов общеобразовательных школ. Окончили учреждения начального профессионального образования в 2004 году 4141 человек, кроме того, по хоздоговорам прошли подготовку, переподготовку и повысили квалификацию 3796 рабочих. Перечень предлагаемых к освоению профессий в основном соответствует потребностям предприятий и организаций различных форм собственности.


К числу главных задач исполнительного органа государственной власти области, осуществляющего функции в сфере сельского хозяйства относится организация переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленных предприятий области на базе Амурского филиала Российской академии кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, где организованы постоянно действующие курсы повышения квалификации.

Таблица 19

План подготовки, переподготовки и повышения
квалификации специалистов агропромышленного комплекса области


(человек)

Мероприятия

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Итого

Обучение резерва руководящих кадров агропромышленного комплекса области

30

30

30

30

30

150

Повышение квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса области

250

260

260

260

260

1290

Обучение специалистов сельскохозяйственных организаций агропромышленного комплекса области, имеющих среднее специальное образование

30

30

30

30

30

150


Современное агропромышленное производство предъявляет высокие требования к профессионализму работников, которые должны уметь быстро адаптироваться к меняющимся условиям, обладать высокой профессиональной мобильностью. Повышение эффективности работы аграрного сектора экономики во многом зависит от обеспечения кадрами новой формации с высоким уровнем общей культуры, профессионализма, экономической и правовой грамотности, способными внедрять новые технологии и организационные структуры производства.

Одним из направлений реализации кадровой политики является формирование резерва кадров. В состав резерва кадров включаются специалисты, отвечающие квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатам для замещения вакантных должностей более высокого уровня, либо способные достичь соответствия данным требованиям путем подготовки и повышения квалификации.     


     Условиями эффективной деятельности по формированию кадрового резерва являются:


1) преимущественное назначение на должность из кадрового резерва специалистов, прошедших соответствующую подготовку;

2) ежегодное уточнение кадрового резерва, доукомплектование, планирование должностных назначений, определение целесообразности пребывания в резерве лиц, не получивших назначение на более высокую должность.

Работа в сфере кадровой подготовки в агропромышленном комплексе области будет строиться по следующим направлениям:

1) формирование социального заказа агропромышленного комплекса области на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, сбалансированного с объемами подготовки в агропромышленных учебных заведениях области, на основе постоянного мониторинга и анализа кадровой ситуации в агропромышленном комплексе области;

2) активизация работы по профессиональной ориентации учащихся сельских общеобразовательных школ, создание при профессиональных учебных заведениях области подготовительных отделений (центров) дополнительного образования для подготовки учащихся 11 классов;

3) совершенствование системы непрерывного профессионального обучения и консультирования, переподготовки и повышения квалификации товаропроизводителей агропромышленного комплекса области, способной дифференцированно и в короткие сроки осуществить программно-целевое обучение различных категорий специалистов, руководителей и кадров массовых профессий;

4) реализация социально-экономических мер, направленных на решение проблем закрепления кадров на селе.