Недействующий


АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 20 февраля 2006 года № 151-ОЗ

О комплексной программе государственной поддержки
развития агропромышленного производства Амурской области на 2006-2010 годы

(с изменениями на 12 октября 2007 года)
(Утратил силу)

________________________________________________________

Утратил силу на основании:

Закона Амурской области от 23 декабря 2008 года № 152-ОЗ

________________________________________________________
________________________________________________________
     Документ с изменениями внесенными:
     Законом Амурской области от 12 октября 2007 года № 400-ОЗ
________________________________________________________

Принят областным Советом народных депутатов
     27 января 2006 года

Статья 1


Утвердить комплексную программу государственной поддержки развития агропромышленного производства Амурской области на 2006-2010 годы (прилагается).

Статья 2


Губернатору области при формировании областного бюджета на 2006-2010 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий комплексной программы государственной поддержки развития агропромышленного производства Амурской области на 2006-2010 годы.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.

Губернатор Амурской области
     Л.В.Коротков

г.Благовещенск

20 февраля 2006 года

№ 151-ОЗ

    УТВЕРЖДЕНА
Законом Амурской области
от 20.02.2.2006 № 151-ОЗ
(В редакции Закона Амурской области от 12 октября 2007 года № 400-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОДДЕРЖКИ
РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ

1. ПАСПОРТ
комплексной программы государственной поддержки
 развития агропромышленного производства амурской области на 2006-2010 годы

Наименование программы

 Комплексная программа государственной поддержки развития агропромышленного производства Амурской области на 2006-2010 годы (далее - программа)

Основания для разработки программы

1. Федеральный закон от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

2. Закон Амурской области от 14.03.2005 № 450-ОЗ «О государственной поддержке агропромышленного комплекса Амурской области»

Государственный заказчик программы

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства

Основной разработчик программы

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства

Цель программы

Создание экономического механизма и условий для успешного функционирования и развития предприятий агропромышленного комплекса путем повышения эффективности использования ресурсов и потенциала территории, стимулирования инвестиционных и инновационных процессов для обеспечения устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции и улучшения качества жизни населения

Задачи программы

Восстановление и развитие производственного потенциала агропромышленного комплекса на качественно новом научно-техническом уровне, соответствующем требованиям современных технологий ведения сельскохозяйственного производства;

внедрение ресурсосберегающих технологий в земледелии и животноводстве, совершенствование системы государственной поддержки сельских товаропроизводителей;

активизация работы по финансовому оздоровлению и реформированию неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций;

повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства, создание в агропромышленном комплексе области замкнутых цепочек производства конечной продукции из сельскохозяйственного сырья, производимого на территории области, с целью снижения зависимости эффективности работы сельскохозяйственных производителей от конъюнктурных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию;

развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса путем совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, привлечения и закрепления на селе выпускников средних и высших учебных заведений;

обеспечение занятости и роста благосостояния сельского населения

Сроки реализации программы

2006-2010 годы

Перечень разделов системы программных мероприятий

«Основные направления развития растениеводства», «Основные направления развития животноводства», «Приоритетные направления развития пищевой и перерабатывающей промышленности», «Инновации и научно-технический прогресс в агропромышленном комплексе», «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, потребительской сельской кооперации и личных подсобных хозяйств граждан», «Развитие рынка материально-технических ресурсов области», «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса области», «Инвестиционная деятельность в агропромышленном комплексе области», «Финансовое обеспечение программы»

Исполнители программы

Сельскохозяйственные организации всех форм собственности;

крестьянские (фермерские) хозяйства;

индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством или переработкой сельскохозяйственной продукции;

муниципальные унитарные предприятия, оказывающие услуги в сельскохозяйственном производстве;

государственные и муниципальные учреждения, занимающиеся обслуживанием отраслей сельскохозяйственного производства;

организации всех форм собственности, выполняющие (оказывающие) работы (услуги) по ремонту техники, снабжению сельскохозяйственной техникой и оборудованием, племенным и высокопродуктивным скотом, выполняющие автотранспортные услуги;

предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции

Объемы и источники финансирования

Объем финансовых ресурсов для государственной поддержки развития агропромышленного комплекса области из областного бюджета составляет:

2006 год - 467,2 млн.рублей;

2007 год - 892,1 млн. рублей;

2008 год - 939,2 млн. рублей;

2009 год - 1007,3 млн.рублей,

2010 год- 1 065,4 млн.рублей

Ожидаемые результаты реализации программы

В результате реализации программы посевные площади увеличатся до 715 тыс. га (на 32% к уровню 2004 года), в том числе зерновых - до 250 тыс. га, сои - до 310 тыс. га.

Объем производства зерновых культур к 2010 году возрастет до 348 тыс тонн (в 3,5 раза выше уровня 2004 года), сои - до 372 тыс. тонн (в 2,1 раза выше уровня 2004 года).

Поголовье крупного рогатого скота возрастет до 141 тыс. голов, свиней - до 104 тыс. голов, птицы - до 2100 тыс. голов.

Производство валовой продукции по всем категориям хозяйств к 2010 году достигнет 14150 млн.рублей

Система контроля за исполнением программы

Контроль за ходом реализации программы осуществляет исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства

   

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
 НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ ЕЕ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Среди регионов Дальневосточного федерального округа Амурская область по занимаемым площадям является крупным сельскохозяйственным регионом: сельскохозяйственные угодья составляют 34%, пашни - 52%.

За годы аграрной реформы на селе сложилась многоукладная экономика. В сельском хозяйстве области сформировались три основные категории сельскохозяйственных товаропроизводителей: сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан.

Реформирование экономики России, составной частью которого стали реформы в Амурской области, неизбежно повлекло за собой существенный спад в производственной деятельности. Только за последние пять лет валовая продукция сельского хозяйства области снизилась на 10%.

В целях улучшения финансового состояния сельскохозяйственных предприятий в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» проводится работа по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В программу финансового оздоровления по состоянию на 1 мая 2005 года включено 85 сельхозпредприятий, подписаны соглашения на реструктуризацию с 80 предприятиями (43% общего количества хозяйств области), по ним реструктурировано 166,5 млн.рублей и списано пеней и штрафов на сумму 97,2 млн.рублей. В результате проведенных мероприятий программы финансового оздоровления доля прибыльных сельскохозяйственных организаций возросла до 55% (в 2003 году -48%).

В растениеводстве рентабельным остается производство сои и картофеля. В то же время рентабельность производства зерна в области снизилась до отрицательного показателя. В основном по причине резкого повышения цен на горючесмазочные материалы, средства химизации.

Продукция животноводства в целом остается убыточной.

В наибольшей степени негативные стороны реформирования экономики отразились на сельскохозяйственных организациях. Спад производства в 2004 году к уровню 2000 года составил: по зерну - 18,2%, по овощам - 93,6%, по мясу (живой вес) - 2,5%, по молоку - 23,3%. В то же время увеличились показатели по производству сои на 11,5%, картофеля - на 10,1%, яиц - на 18,6%.

Глубокий кризис общественного производства в агропромышленном комплексе во многом обусловил достаточно устойчивые темпы роста объемов сельскохозяйственного производства в фермерских хозяйствах и личных подсобных хозяйствах населения. Несмотря на это, за последние два года доля личных подсобных хозяйств населения в структуре валовой продукции снизилась до 65,4% (или на 9,8%), а доля крестьянских (фермерских) хозяйств возросла до 5,8% (или на 2,1%).      

Амурская область была и остается основным производителем сои в стране. Однако удельный вес ее в общероссийском объеме валового производства за последние годы сократился и в 2004 году составил более 32% (в дальневосточном регионе - около 54%). Вместе с тем область располагает резервами для расширения посевных площадей, так как более 500 тыс. га пашни не используются по причине низкой технической обеспеченности хозяйств.

В последние годы производственные затраты на возделывание этой культуры увеличились многократно, но и в этих условиях производство сои в области прибыльно, ее рентабельность составляет около 25%, соя востребована на рынке. За счет этого удается покрывать убытки других отраслей сельского хозяйства.

Большинство почв нашей области характеризуется повышенной кислотностью и низким содержанием фосфора. Для улучшения агрохимических показателей ранее широко проводились известкование и фосфоритование кислых почв.

Объемы известкования и фосфоритования по сравнению с 1990 годом сократились в 20 раз. Если в тот период известкование проводилось на 138,2 тыс. га, а фосфоритование - на 56,8 тыс. га, то в 2002 году - на 2,7 и 4,5 тыс. га соответственно.

Недопустимо низки объемы применяемых удобрений. Хотя под сою объемы их применения в последние два года возросли. В 2004 году на гектар посевов в среднем по области внесено по 10 кг удобрений в действующем веществе, что в 12 раз меньше по сравнению с 1990 годом.

В результате реформирования сельскохозяйственной экономики в области произошли значительные структурные изменения производительных сил, участвующих в обеспечении рынка продукцией животноводства. В настоящее время сельхозпредприятия производят лишь третью часть всей животноводческой продукции на территории области. Почти две трети общего объема животноводческой продукции производят хозяйства населения. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств составляет менее 5%.

Относительный рост удельного веса хозяйств населения в структуре производства произошел в связи с резким сокращением численности сельскохозяйственных животных и производства продукции сельскохозяйственными предприятиями. Из-за крайне тяжелого финансово-экономического состояния сельскохозяйственных предприятий в течение десяти лет на территории области не осуществлялось строительство новых производственных помещений для содержания животных. Существенный ремонт и реконструкция проводились только на отдельных объектах в основном птицеводческими предприятиями, которые преодолели кризисные явления в результате интеграции с предприятиями - производителями комбикормов и с частным капиталом.

В целях сохранения и развития приоритетных направлений развития животноводства и птицеводства на территории области осуществляется государственная поддержка производителей продукции. Выделяются средства на поддержку племенного дела в животноводстве и птицеводстве, на развитие производства продукции животноводства и птицеводства, на развитие мясного скотоводства как перспективной малозатратной отрасли, на поддержку традиционных отраслей хозяйствования народов Севера.

Несмотря на принимаемые меры, полностью преодолеть кризисные явления, которым подверглась отрасль, до сих пор не удается. Продолжается процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота, свиней, хотя и более медленными темпами.

Вместе с тем в последние годы в развитии животноводства произошли положительные изменения. За последние пять лет производство яиц увеличилось на 38,9 млн. штук (или на 49%) и составило в 2004 году 117,7 млн. штук. Надой на одну корову увеличился за последние пять лет на 504 кг и составил 2224 кг молока. Среднесуточный привес на выращивании бройлеров за 2004 год составил 40 г (26 г - в 2000 году). Яйценоскость на одну курицу-несушку достигла 267 яиц, что на 66 яиц больше, чем в 2000 году.

На развитие сельского хозяйства области в 2004 году направлено инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям 194,1 млн.рублей. Удельный вес отрасли в общеобластном объеме инвестиций из года в год снижается и составил 1,2%, (в 1995 году - 3,2%, в 1990 году - 23,7%).

При высоких рисках сельского хозяйства сектор кредитных и банковских услуг практически не проявляет интереса к проектам инвестиций в реальный сектор экономики. В деятельности кредитных организаций доминирующая роль отводится краткосрочным операциям. В 2003-2004 годах инвестиционный кредит банка в сельскохозяйственное производство составил в среднем 7,6%. Основной массе сельхозтоваропроизводителей кредиты банков недоступны из-за отсутствия залога, сложности оформления документов.

Ситуация в агропромышленном комплексе во многом зависит от инженерно-технического обеспечения, особенно в растениеводстве. Износ машинно-тракторного парка превышает 90%, комбайнового - 80%, сельхозмашин - 95%. Средств на обновление техники в необходимых объемах, а это более 1,2 млрд.рублей в год, у сельхозтоваропроизводителей области нет.

Проводится работа по привлечению инвестиционных кредитов и средств инвесторов, в основном этим занимаются перерабатывающие предприятия, заинтересованные в увеличении производства сои.

В области организовано производство ряда сельхозмашин, культиваторов-глубокорыхлителей КГН-6 с катками УКВ-6, сенокосилок, граблей, измельчителей соломы на комбайны «Енисей-1200РМ». Ведется реконструкция ремонтной базы, на ремонтно-технических предприятиях внедряются современные технологии восстановления деталей, узлов и агрегатов, что позволяет продлить срок эксплуатации техники, но без замены на современные высокопроизводительные машины значительно увеличить производство зерна и сои невозможно. Без обновления парка невозможно расширенное воспроизводство.

Внедрение ресурсосберегающих интенсивных технологий на устаревших тракторах и сельскохозяйственных машинах невозможно. Нужны отечественные тракторы мощностью 300-350 лошадиных сил, способные в день обрабатывать 80-100 га.

Внедрение современных технологий в агропромышленном комплексе является важнейшим условием его стабилизации и развития. В 2005 году Администрацией области приобретено для сельхозтоваропроизводителей 8 почвообрабатывающих и посевных современных высокотехнологичных комплексов на общую сумму более 80 млн.рублей.

Учитывая специфику климата дальневосточного региона и систематическое переувлажнение, крайне сложно наращивать объемы производства сои без гусеничной техники, особенно комбайнов.

Снижение объемов производства, недостаточная и не всегда эффективная государственная поддержка сельскохозяйственных производителей, отсутствие эффективной системы продвижения и реализации продукции обуславливают убыточность, низкую доходность сельскохозяйственного производства, что ограничивает возможности не только расширения, но и сохранения производства в прежних объемах.

Экономические проблемы отрасли порождают социальные: уровень заработной платы в сельском хозяйстве на протяжении многих лет остается наиболее низким в области и составляет 2600 рублей, как и в целом по России. Депрессивное состояние аграрной экономики в течение многих лет привело к выбытию из структуры сельских жителей наиболее квалифицированных, энергичных и работоспособных кадров.

Остро в последнее время встала проблема кадрового обеспечения агропромышленного производства.

Решение проблем развития агропромышленного комплекса должно быть комплексным. Одним хозяйствам с нынешним состоянием экономики эту проблему не решить. Необходим серьезный пересмотр многих вопросов государственной политики, направленной на укрепление экономического состояния сельхозтоваропроизводителей.

В целях дальнейшего повышения эффективности сельскохозяйственного производства и стабилизации экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса области разработана настоящая программа, которая определяет приоритетные направления развития агропромышленного комплекса области на период до 2010 года.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА


Стратегия развития агропромышленного комплекса области до 2010 года предполагает развитие отраслей и организаций комплекса по принципу «продуцированные изменения» (энергичного управленческого вмешательства). При этом со стороны исполнительных органов государственной власти области, а также органов местного самоуправления осуществляется целенаправленное и согласованное взаимодействие в следующих направлениях:

1) внедрение новых интенсивных, высокопроизводительных, энерго- и ресурсосберегающих технологий в растениеводстве, животноводстве и переработке сельскохозяйственной продукции;

2) формирование новых стереотипов профессиональной деятельности в аграрной экономике (в том числе путем интенсивного обучения персонала, повышения квалификации и стажировки специалистов);

3) создание новых интегрированных и кооперированных структур, обеспечивающих доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных производителей, а также комплексное сервисное обслуживание сельскохозяйственных организаций, обеспечение техникой, средствами защиты растений и удобрениями;

4) создание и развитие эффективной инвестопроводящей системы в агропромышленном комплексе, расширение возможности привлечения банковских кредитов, средств инвесторов в аграрный сектор.

Для управления и стимулирования развития агропромышленного комплекса будут использоваться такие инструменты согласования задач и интересов органов управления разных уровней и хозяйствующих субъектов, как индикативное планирование и выстраивание совместных программ действий власти и бизнеса.

Направленность и содержание аграрной политики в области должны в полной мере соответствовать задачам и условиям вступления во Всемирную торговую организацию, обеспечивать получение максимальных выгод и способствовать минимизации рисков и потерь от этого политического и экономического решения.

Конечной целью аграрной политики области являются создание эффективного аграрного сектора, способного обеспечить потребности области в основных видах сельскохозяйственного сырья и продовольствия, превращение сельхозпроизводителя в кредитоспособного и инвестиционно активного субъекта рыночной экономики, конкурентоспособного и имеющего устойчивую нишу на областном и российском рынках.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»