ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ»
1. ПАСПОРТ
областной целевой программы «Развитие образования Амурской области на 2006-2010 годы»
(В редакции Закона Амурской области от 26 февраля 2007 года № 295-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
Наименование программы | Областная целевая программа «Развитие образования Амурской области на 2006-2010 годы» | |||
Государственный заказчик программы | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере образования и науки | |||
Основание для разработки программы (наименование, номер и дата нормативного акта) | Распоряжение губернатора области от 30.08.2004 № 729-р «О плане мероприятий по реализации рекомендаций депутатских слушаний» | |||
Основные разработчики программы | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере образования и науки | |||
Цель программы | Создание механизма устойчивого эволюционного развития образовательной среды в соответствии с социально-экономическими и социокультурными тенденциями развития области | |||
Основные задачи программы | 1. Достижение современного качества образования, его вариативности, эффективности и доступности. 2 Создание условий для интенсивного развития инновационных процессов в образовательных учреждениях области. 3. Создание условий для формирования и развития творческих способностей, профессиональной и социальной самореализации личности ребенка. 4. Разработка моделей реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. 5. Интеграция профильного обучения и начального профессионального образования, ориентированного на повышение качества подготовки кадров для сельской местности. 6. Создание единого образовательного информационного пространства на территории области. 7. Создание условий приоритетности воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов. 8. Совершенствование психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников учреждений интернатного типа с целью диагностики, коррекции для их успешной адаптации в обществе. 9. Развитие социального партнерства, обеспечивающего качественную производственную практику и дальнейшее трудоустройство выпускников учреждений начального профессионального образования. |
10. Формирование системы непрерывного педагогического образования, обеспечивающей преемственность образования во всех звеньях | ||||
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | 1. Подпрограмма «Одаренные дети»: организация проведения областной и участие во всероссийской олимпиадах школьников по общеобразовательным предметам; участие школьников во всероссийских творческих и спортивных форумах, конференциях, фестивалях и слетах, проведение областных спортивных, спортивно-технических соревнований, конкурсов, фестивалей детского творчества. 2. Подпрограмма «Развитие образования на селе»: разработка моделей развития сельской школы; поддержка на конкурсной основе учебно-опытных участков и ученических производственных бригад; поддержка инициатив, направленных на становление жизнеспособных сельских школ. 3. Подпрограмма «Информатизация образования»: создание единой образовательной информационной среды; компьютеризация системы образования; внедрение информационных технологий в образовательный процесс. 4. Подпрограмма «Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей»: программно-методическое и информационное обеспечение; проведение областных и участие во всероссийских конкурсах профессионального мастерства педагогов дополнительного образования; проведение массовых воспитательных мероприятий с детьми и подростками; создание единой системы обучения безопасному поведению детей на дорогах; развитие материально-технической базы областных учреждений дополнительного образования детей. 5. Подпрограмма «Социально-педагогическая поддержка образовательных учреждений интернатного типа»: улучшение социально-бытового обслуживания воспитанников учреждений интернатного типа; оказание помощи семьям с детьми, имеющими отклонения в развитии; создание условий для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; снижение уровня психологического напряжения, тревожных и агрессивных состояний детей; формирование адекватных форм поведения в социуме посредством проведения специальной диагностической |
и коррекционной работы через психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение; создание на базе учреждений интернатного типа подсобных хозяйств. 6. Подпрограмма «Начальное профессиональное образование»: повышение качества профессиональной подготовки выпускников; совершенствование производственного обучения; развитие социального партнерства; улучшение материально-технической базы учреждений начального профессионального образования. 7. Подпрограмма «Педагогические кадры»: создание условий для удовлетворения потребности образовательных учреждений в квалифицированных педагогических кадрах; закрепление педагогических кадров из числа молодых специалистов в сельских школах; повышение компетентности кадрового потенциала образовательных учреждений; обеспечение условий для достижения нового качества образования; методологическое и педагогическое обеспечение реализации регионального базисного учебного плана | ||||
Сроки реализации программы | 2006-2010 годы | |||
Объемы и источники финансирования программы | Общий объем финансирования программы на 2006-2010 годы за счет средств областного бюджета - 53543 тыс.руб., в том числе: 2006 год- 4050 тыс.руб.; 2007 год - 10 476 тыс.руб.; 2008 год- 11 783 тыс.руб.; 2009 год - 12 352 тыс.руб.; 2010 год- 14 882 тыс.руб. | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | 1. Достижение нового качества образования, его вариативности, эффективности и доступности. 2. Внедрение и апробация новых образовательных технологий для развития творческого потенциала школьников, материальная и моральная поддержка одаренных детей. 3. Расширение сети образовательных учреждений для апробации инновационных технологий до 30. 4. Развитие сельской школы, способствующей повышению культурно-образовательного уровня сельского населения, решению социально-демографических проблем села по апробации и отработке моделей реструктуризации сельской школы в 5 пилотных общеобразовательных учреждениях. |
5. Создание единого образовательного информационного пространства на территории области, внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий путем создания 29 спутниковых сегментов региональной информационной сети и 12 районных центров информатизации образования. 6. Обеспечение условий для творческого развития детей и подростков, содействие их личностному и профессиональному самоопределению, приобщение максимального количества детей к здоровому образу жизни. 7. Повышение качества воспитательной работы в образовательных учреждениях. Участие в отборочных этапах конкурсов воспитательных систем не менее 80 образовательных учреждений, в финале областного конкурса - не менее 20. 8. Обеспечение интеграции дополнительного и общего образования. 9. Расширение сферы образовательных услуг. Создание малой сельскохозяйственной академии на базе областного эколого-биологического центра. Профильная подготовка 100 учащихся 9-11 классов. 10. Снижение уровня психологической напряженности, формирование адекватных форм поведения в социуме, оказание специализированной коррекционно-развивающей помощи, оснащение современным реабилитационным оборудованием 13 учреждений интернатного типа. 11. Создание условий для социально-трудовой адаптации воспитанников 8 учреждений интернатного типа. 12. Улучшение социально-бытового обслуживания воспитанников учреждений интернатного типа, создание условий, максимально приближенных к домашним условиям воспитания и проживания. 13. Повышение качества профессиональной подготовки рабочих и специалистов. 14. Реструктуризация системы начального профессионального образования сохранит на территории области 21 учреждение начального профессионального образования. 15. Развитие социального партнерства, обеспечивающего качественную производственную практику и дальнейшее трудоустройство 78% выпускников учреждений начального профессионального образования. |
16. Создание условий для удовлетворения потребности образовательных учреждений в квалифицированных педагогических кадрах до 97% через ежегодную целевую подготовку 150-200 выпускников педагогических классов. 17. Повышение компетентности кадрового потенциала образовательных учреждений. Подготовка 10 профессиональных тестологов и экспертов по осуществлению мониторинга качества образования. 18. Обеспечение регионального компонента базисного учебного плана учебно-методической литературой. Издание учебников и учебных пособий «История Амурской области», «География Амурской области» по 1000 экземпляров каждого издания ежегодно | ||||
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере образования и науки; Амурский областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров; Благовещенский государственный педагогический университет; областные учреждения образования | |||
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за реализацией программы осуществляет государственный заказчик. Государственный заказчик представляет в установленном порядке информацию о выполнении программы и использовании финансовых средств в исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере экономики |
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ
2.1. Анализ ситуации
Необходимость принятия областной целевой программы «Развитие образования Амурской области на 2006-2010 годы» (далее - программа) обусловлена ухудшением физического, психического и нравственного здоровья детей, отсутствием необходимого уровня преемственности между дошкольной подготовкой и начальным общим образованием, между общим средним и начальным, средним и высшим профессиональным образованием, малочисленностью и малокомплектностью сельской школы, слабой закрепляемо-стью молодых специалистов в сельских школах, недостаточной обеспеченностью образовательных учреждений современной компьютерной техникой, слабой степенью адаптации выпускников учреждений интернатного типа, слаборазвитой инфраструктурой социального партнерства, обеспечивающего качественную производственную практику и дальнейшее трудоустройство выпускников учреждений начального профессионального образования. Областная система образования включает:
443 общеобразовательных учреждения, 17 вечерних (сменных) школ, 45 учебно-консультационных пунктов, 6 межшкольных учебно-производственных комбинатов, 260 школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских (общее количество учащихся 108166);
323 дошкольных образовательных учреждения с охватом 22 700 детей, или 49,5% общего числа детей дошкольного возраста;
27 учреждений интернатного типа (общеобразовательные интернаты, специально-коррекционные школы-интернаты, детские дома для детей различного возраста, общее число воспитанников 3800), таким образом созданы необходимые условия для обучения детей-сирот, инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей;
81 разнопрофильное учреждение системы дополнительного образования, важнейшей характеристикой которой является интеграция общего среднего и дополнительного образования. Развитая структура учреждений дополнительного образования превратилась в сферу творческого развития личности: школы искусств, детские и юношеские спортивные школы, центры эстетического, технического воспитания, центры внешкольной работы эколого-биологической и туристско-краеведческой направленности, подростковые клубы, в которых занимается каждый второй учащийся области;
27 учреждений начального профессионального образования, в которых обучаются 11 115 человек.
Система среднего и высшего педагогического образования представлена тремя колледжами и университетом. Педагогические колледжи реализуют программы подготовки базового и повышенного уровня по 8 специальностям, педагогический университет - по 19.
В системе образования области трудятся около 18 000 педагогов. Послевузовское педагогическое образование осуществляется Амурским областным институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и факультетом повышения квалификации педагогических кадров Благовещенского государственного педагогического университета.