Недействующий

Об утверждении целевой программы на 2006-2008 годы «Безопасность образовательного учреждения» (с изменениями на 01 сентября 2008 года) (Утратил силу)

2. Содержание проблемы и обоснование ее решения программным методом

    2.1. Анализ ситуации

Программа разработана во исполнение Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», приказа Министерства образования Российской Федерации от 15.04.2003 № 1612 «О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях», совместного приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства образования Российской Федерации от 17.04.2003 № 190/1668 «О мерах по повышению уровня пожарной безопасности образовательных учреждений», распоряжения Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2003 № 589-30 «О разработке государственной программы на 2004-2006 гг. «Безопасность образовательного учреждения», распоряжения губернатора области от 03.11.2003 № 869-р «Об обеспечении пожарной безопасности на объектах образовательных учреждений».

Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Федеральном законе «О техническом регулировании», в первую очередь, пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются взаимозависимыми, и их обеспечение должно осуществляться во взаимосвязи.

Настоящее положение с материально-техническим оснащением образовательных учреждений области характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений, нарушением правил их эксплуатации.

На протяжении последних 10-15 лет мероприятия по укреплению противопожарного режима образовательных учреждений финансировались не в полном объеме. Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных учреждений на должном уровне приводит к ежегодному увеличению числа несчастных случаев и пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят к гибели людей.

Так, за последние 2 года в образовательных учреждениях области произошли 33 пожара, материальный ущерб составил 108,15 тыс. рублей. По данным главного управления МЧС России по Амурской области, в 2003 году на объектах образования области произошли 33 пожара, в которых погиб 1 человек и материальный ущерб от которых составил 30,6 тыс. рублей. В 2004 году произошли 29 пожаров, материальный ущерб от которых составил 80,0 тыс. рублей.

За 2001-2004 годы в образовательных учреждениях области во время образовательного процесса произошли 582 несчастных случая, из них 8 со смертельным исходом, в т.ч. погибло 7 обучающихся и воспитанников.

Практически во всех городах и районах области в общеобразовательных школах, детских домах, интернатах, детских садах, учреждениях дополнительного образования детей и на других объектах образовательных учреждений отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а имеющаяся находится в неисправном состоянии и требует капитального ремонта. В 635 из 910 учебных заведений 774 объекта (64%) не оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации, объекты образовательных учреждений на 80 % укомплектованы первичными средствами пожаротушения, в установленные сроки не проводятся работы по противопожарной обработке деревянных конструкций чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации, в 54 образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей технический персонал не обеспечен индивидуальными средствами защиты органов дыхания изолирующего действия.

Отдельные здания образовательных учреждений введены в эксплуатацию в 60-е годы прошлого века, их износ в среднем составляет 60 %.

В 2003 году проведено обследование состояния зданий образовательных учреждений области на пригодность к эксплуатации. Аварийными были признаны 12 образовательных учреждений.


    2.2. Описание проблемы

Наиболее проблемными, требующими вмешательства исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях области, требующих вложения значительных финансовых средств.

Наибольшее беспокойство вызывает состояние пожарной безопасности учреждений общего образования, особенно сельских школ, образовательных учреждений для детей с физическими и умственными недостатками и с круглосуточным пребыванием обучающихся и воспитанников.

В образовательных учреждениях области недостаточно организованы подготовка и переподготовка специалистов в сфере пожарной безопасности, обучение руководящих кадров, преподавателей, персонала учебных заведений, учащихся и студентов по безопасности. Этот процесс не обеспечен необходимыми научно-методическими разработками и материалами.

Из-за невыполнения требований пожарной безопасности, несоответствия электрооборудования и электрических сетей нормам ежегодно к новому учебному году комиссиями не принимаются более 150 образовательных учреждений. По этим причинам к началу 2005/2006 учебного года не подписаны акты готовности 166 образовательных учреждений.

Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в сфере образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой.

Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.     


     Количественная характеристика проблемы и ее составляющих приводится в таблице № 1.

Таблица № 1
(В редакции Закона Амурской области от 26 февраля 2007 года № 294-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

Количественные характеристики проблемы

№ п/п

Наименование проблемы

значение в области

в среднем по федеральному округу

в среднем по России

Краткое описание

1

Низкий уровень оснащения объектов образования современным противопожарным оборудованием,

Отсутствует автоматическая пожарная сигнализация на 774 объектах (64%) в 626

Оснащенность зданий образовательных учреждений пожарной сигнализацией в сред-

Оснащенность зданий образовательных учреждений пожарной сигнализацией

Несоответствие требованиям пожарной безопасности

средствами защиты и пожаротушения

образовательных учреждениях (70%). Система оповещения имеется на 714 объектах (59%). Недостает 1580 (13%) первичных средств пожаротушения

нем по федеральному округу составляет 63%, в том числе: в Камчатской области - 86%, в Сахалинской области отсутствует. Первичными средствами пожаротушения образовательные учреждения обеспечены на 79%, в том числе в Камчатской области - на 100%, в Сахалинской области - на 43%

составляет 28%

2

Отсутствие противопожарной обработки чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации

В 273 образовательных учреждениях не проведена огнезащитная обработка

Данных нет

Данных нет

Отсутствие огнезащитной обработки снижает степень защиты зданий от пожара

3

Эксплуатация электроустановок с нарушением требований норм и правил устройства и эксплуатации. Устаревшие электросети требуют замены

В 164 образовательных учреждениях требуется ремонт, замена электросетей, освещения зданий

Данных нет

Данных нет

Состояние электросетей и оборудования не отвечает предъявляемым требованиям