Недействующий


АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 23 декабря 2005 года № 130-ОЗ

Об областной целевой программе
 «Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей
 среды в Амурской области на 2006-2010 годы»

(с изменениями на 01 сентября 2008 года)
(Утратил силу)

_________________________________________________________

Утратил силу на основании:

Закона Амурской области от 28 ноября 2008 года № 132-ОЗ

_________________________________________________________
_________________________________________________________
     Документ с изменениями внесенными:
     Законом Амурской области от 28 августа 2006 года № 212-ОЗ
     Законом Амурской области от 31 октября 2007 года № 416-ОЗ
     Законом Амурской области от 01 июля 2008 года № 80-ОЗ
     Законом Амурской области от 01 сентября 2008 года № 87-ОЗ
_________________________________________________________

Принят областным Советом народных депутатов
15 декабря 2005 года

Статья 1


Утвердить областную целевую программу «Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в Амурской области на 2006-2010 годы» (прилагается).

Статья 2


Губернатору области при формировании областного бюджета на 2006 год предусмотреть выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных областной целевой программой «Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в Амурской области на 2006-2010 годы».

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.

Губернатор Амурской области
Л.В.Коротков

г.Благовещенск

23 декабря 2005 года

№ 130-ОЗ

Утверждена
Законом Амурской области
 от 23.12.2005 № 130-ОЗ
(В редакции Закона Амурской области от 01 сентября 2008 года № 87-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

 

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ»  

Паспорт
областной целевой программы

(В редакции Закона Амурской области от 01 сентября 2008 года № 87-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

Наименование программы

Областная целевая программа «Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в Амурской области на 2006-2010 годы» (далее - программа)

Основание для разработки программы

    Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95 № 167-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ (редакция от 29.12.2004), от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ);

Федеральный закон от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 29.07.2000 № 106-ФЗ, от 08.02.2001 № 3-ФЗ, от 07.05.2002 № 47-ФЗ, от 24.07.2002 № 107-ФЗ, от 11.12.2002 № 169-ФЗ от 04.07.2003 № 95-ФЗ, от 19.06.2004 № 53-ФЗ, от 11 12 2004 № 159-ФЗ, от 29.12.2004 № 191-ФЗ, от 29.12,2004 № 199-ФЗ, от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 31.12.2005 № 202-ФЗ, от 31.12.2005 № 203-ФЗ, с изменениями, внесенными постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2000 № 10-П, от 12.04.2002 № 9-П),

Федеральный закон от 10 01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 31 12 2005 № 199-ФЗ);

Федеральный закон от 21.07.97 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в редакции Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ)

Государственный заказчик

Министерство природных ресурсов области

Разработчик программы

Министерство природных ресурсов области

Цели и задачи программы

Цели программы:

обеспечение экологической безопасности населения, охрана окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории области.

Задачи программы:

снижение негативного воздействия на окружающую среду;

организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;

обеспечение безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и. осуществлении природоохранных мероприятий;

установление водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режимов их использования на водных объектах;

осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов на территории области, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю;

участие в организации и ведении государственного мониторинга водных объектов;

осуществление на территории области государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

организация и проведение государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах, подлежащих федеральному государственному контролю

Перечень разделов и основных мероприятий

Подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального характера.

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий

Установление водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режимов их использования на водных объектах.

Участие в организации и ведении государственного мониторинга водных объектов.

Проведение мер межмуниципального и регионального характера по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды.

Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды.

Осуществление государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности, государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах, подлежащих федеральному государственному контролю

Срок реализации

2006-2010 годы

Основные исполнители программы

Исполнители программы определяются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 207-ФЗ

Объемы и источники финансирования

Средства областного бюджета в сумме 242462,52 тыс. руб., в том числе:

2006 год - 20 240 тыс. руб.;

2007 год - 28 084,257 тыс. руб.;

2008 год - 63 238,263 тыс. руб.;

2009 год - 62 900 тыс. руб.;

2010 год - 68 000 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты программы

Снижение экологического и материального ущерба, наносимого паводками и половодьями на реках области.

Снижение загрязнения водных объектов сбросами сточных загрязненных вод.

Предупреждение материального и экологического ущерба при аварийных ситуациях на гидротехнических сооружениях.

Сохранение биологического разнообразия растительного и животного мира области. Обеспечение экологической безопасности населения от загрязнения территории области ртутьсодержащими и токсичными отходами.

Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды.

Ликвидация загрязнений окружающей среды в результате чрезвычайных ситуаций и в случае невозможности установления нарушителей

Контроль за исполнением

Министерство финансов области

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Анализ ситуации в сфере охраны окружающей среды


Состояние охраны окружающей среды и экологической безопасности области связаны, прежде всего, с деятельностью по открытой добыче россыпного золота и бурого угля, лесозаготовками, развитием гидроэнергетики, обеспечением безопасности гидротехнических сооружений, неудовлетворительным состоянием природоохранной работы на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и военных объектах.

Остается высоким уровень загрязнения водных объектов неочищенными сточными водами Объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты в 2004 году составил 110,57 млн.куб.м, в том числе нормативно очищенных 11,49 млн.куб.м (10,4 %), загрязненных 99,08 млн.куб м (89,6 %). По сравнению с прошлым годом общий объем сбросов увеличился на 8,7 млн.куб.м. Качественный состав сточных вод характеризуется высоким содержанием взвешенных веществ, нефтепродуктов, фосфатов, тяжелых металлов, азотосодержащих соединений.

Неблагоприятное состояние водных объектов является одной из основных причин резкого снижения рыбных запасов. За последние десять лет запасы промысловых рыб в водоемах области сократились в пятьдесят раз.

В связи с негативным фактором загрязнения водных источников большое значение для области приобретают мероприятия, предупреждающие чрезвычайные ситуации межмуниципального и регионального характера, связанные с вредным воздействием вод, обусловленным наводнениями, размывом берегов, а также межмуниципальные мероприятия, связанные с безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ и накопителей стоков.

На территории области находится 237 гидротехнических сооружений водохранилищ и прудов (плотины, водосбросы, водовыпуски и другие). В настоящее время, за исключением пяти водохранилищ, созданных для забора воды в целях технического водоснабжения в поселках Магдагачах, Прогрессе, Талдане, Чалганах, городе Сковородино, и Прядчинского водохранилища, созданного для рыбохозяйственных целей, все остальные, ранее принадлежащие совхозам и колхозам, фактически утратили свое водохозяйственное значение и являются бесхозными. Техническое состояние гидротехнических сооружений водохранилищ и прудов в области в целом неудовлетворительное. Более 50 % водоемов построены без проектной документации, без учета гидрологических режимов водотоков и других природных условий, с нарушением строительных норм и технологий строительства.

Водосбросные сооружения по своему техническому состоянию, как правило, не отвечают современным требованиям безопасности и не гарантируют нормальную работу сооружений при пропуске расчетных расходов. Около 40 % трубчатых водосборных сооружений построены без расчета максимальных расходов, почти все они нуждаются в ремонте.          

Вопрос утилизации, размещения и переработки отходов является серьезной экологической проблемой для области. В области скопилось значительное количество различных отходов. Отсутствие полигона для захоронения токсичных промышленных отходов, мусороперерабатывающих предприятий с каждым годом обостряет проблему их утилизации. Токсичные промышленные отходы складируются на территориях производственных предприятий, отсутствует их точный учет, возможно поступление их на обычные полигоны для захоронения твердых бытовых отходов.

Серьезной проблемой остаются вопросы захоронения ядохимикатов с истекшими сроками хранения, пришедших в негодность. Всего на территории области на складах хозяйств различных форм собственности хранятся около 500 тонн ядохимикатов, не пригодных к использованию, из них более 25 тонн ртутьсодержащих соединений. С каждым годом проблема захоронения не пригодных к использованию ядохимикатов принимает все более острый характер ввиду разрушения тары, в которой они хранятся, крайне неудовлетворительного санитарно-технического состояния складских помещений, их доступности для посторонних лиц.

Единственным разрешенным местом захоронения ядохимикатов в области является Шумиловский участок в Михайловском районе, который функционировал с 1975 по 1995 г. В настоящее время необходимо строительство второй очереди в границах ранее отведенного участка с проведением дополнительных проектно-изыскательских работ. Указанный участок имеет межмуниципальное значение, так как позволит осуществить захоронение ядохимикатов, скопившихся в хозяйствах и на территориях районов области.

Проблема ртутного загрязнения усугубляется отсутствием на территории области завода по переработке пришедших в негодность ртутных ламп, в конечном итоге попадающих на свалки для твердых бытовых отходов населенных пунктов области.

В настоящее время информирование населения о состоянии окружающей среды на территории области играет положительную роль в вопросах привлечения общественности к экологическим проблемам области и совместных действий с представителями государственной власти соседних регионов по предупреждению экологических бедствий и охране окружающей среды. Дальнейшая реализация данных мероприятий сыграет положительную роль в улучшении экологической обстановки на территории области.

Приоритетным направлением в решении экологических, а следовательно, и социальных задач является разработка и реализация подпрограмм по охране окружающей среды и экологической безопасности в области.


Итоги реализации областных целевых природоохранных программ в предыдущие годы

В 2003-2005 годах реализовывались следующие областные целевые программы: «Охрана окружающей среды в Амурской области на 2003-2007 гг.», «Восстановление и охрана водных объектов Амурской области на 2003-2007 годы» и «Предупреждение чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и охрана окружающей среды на объектах межмуниципального и регионального значения Амурской области на 2005 год».

За отчетный период были достигнуты следующие результаты в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

финансирование строительства канализационных коллекторов и очистных сооружений в городах Благовещенске, Свободном, Белогорске, селе Екатеринославке позволило построить канализационные сети общей протяженностью 2004 погонных метра. В настоящее время строительство канализационных сетей не завершено, что не позволяет рассчитать экономический и экологический зффект от их строительства;

разработана проектная документация по водохозяйственным объектам: «TЭO «Берегоукреплсние р.Зеи у с.Владимировки», «Берегоукрепление р.Амура у с.Сергеевки», «Защита п.Уруши от паводковых вод», «Защита с.Константиновки от паводковых вод р.Амура», «Повышение безопасности ГТС Первомайского водохранилища Ивановского района», «Ремонт ГТС Чигиринского водохранилища», «Ремонт плотины и водосбросного сооружения Верхнеполтавского водохранилища Константиновского района», «Ремонт дамб и водосбросных сооружений Ключевских прудов Константиновского района», «Строительство обводного канала в п.Серышево». После проведения экспертиз и утверждения проектов эти объекты планируются для финансирования через данную областную целевую программу и федеральные ведомственные целевые программы «Предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод», «Безопасность водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений»;

проведены работы по мониторингу малых водохранилищ и гидротехнических сооружений на территории области, что позволяет достоверно оценить состояние водных объектов и гидротехнических сооружений на них и принять решения по их дальнейшей эксплуатации и использованию;

велись работы по ликвидации бесхозных скважин на территории области (ликвидирована 121 скважина), что предотвратило загрязнение подземных вод в зоне влияния этих скважин;

проводились работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов области, работающих на неутвержденных запасах в поселках Тахтамыгде, Магдагачах, Албазино, селе Чигири, городе Завитинске;

завершены ремонтные работы на гидротехнических сооружениях Прядчинского водохранилища, Козьмодемьяновского водохранилища, водохранилищ Шимановского, Константиновского, Ивановского районов;

построен водомерный блокпост на р.Эльге;

в рамках программы по охране, контролю и регулированию использования и охране охотничьих животных Амурской области ежегодно проводились учетные работы и биотехнические мероприятия в 26 зоологических заказниках областного значения;

выполнены работы ОАО «Амурский рыбокомбинат» по развитию рыбного хозяйства области и зарыблению Зейского водохранилища (выпущено порядка 20 млн. личинок омуля, проведены работы по определению предельно допустимого улова в 2004-2005 годах);

осуществлялась финансовая поддержка Муравьевского парка устойчивого природопользования в части проведения мероприятий по развитию экологического образования, организации международных экологических лагерей и других;

к десятилетию Муравьевского парка устойчивого природопользования, являющегося одним из наиболее посещаемых зарубежными туристами, профинансированы работы по его электроснабжению (проведена линия электропередачи напряжением 10 кВ и 0,38 кВ общей протяженностью 5,559 км с количеством опор 101 штук);

Амурским ботаническим садом Дальневосточного отделения Российской академии наук проведены работы по инвентаризации памятников природы области и мониторинг редких и исчезающих видов растений области;

в рамках программы лесхозами области осуществлялось патрулирование в пожароопасный период, проводились лесотехнические мероприятия на особо охраняемых природных территориях области и лесах, не входящих в государственный лесной фонд;

выполнены изыскательские работы по объекту «Вторая очередь Шумилове кого участка временного захоронения твердых токсичных отходов», что позволит к 2006 году подготовить проектную документацию и начать строительство данного объекта;

проводились мероприятия по утилизации ртутьсодержащих элементов образовательных и медицинских бюджетных учреждений области (было принято на утилизацию 71253 шт. ртутьсодержащих элементов);

на территории области финансировались мероприятия по обеспечению экологического контроля сетевой лабораторией анализа и мониторинга окружающей среды главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Амурской области и автономной некоммерческой организацией «Экоаналитический центр» (г.Зея). Результаты экологических анализов позволили своевременно реагировать на загрязнение окружающей среды промышленными и золотодобывающими предприятиями области и принимать соответствующие меры; предотвращено загрязнение ядохимикатами р.Береи и сельскохозяйственных угодий у с.Соскаль Шимановского района (в рамках программы произведен ремонт склада ядохимикатов);

осуществлялась финансовая поддержка научных и образовательных учреждений, общественных организаций, содействующих решению экологических задач;

осуществлялась рекультивация земель берега р.Зеи у г.Благовещенска, территории бывшего угольного порта в с.Поярково;

производилась публикация материалов по состоянию окружающей среды, использованию и воспроизводству природных ресурсов области.

Реализация вышеперечисленных мероприятий и объектов природоохранных программ позволила снизить загрязнение как поверхностных, так и подземных водных источников, подготовить проектно-сметную документацию для открытия финансирования капиталоемких природоохранных мероприятий на последующие годы, предотвратить затопление нескольких населенных пунктов области от паводковых вод в случаях аварий на гидротехнических сооружениях, обеспечить хозяйственно-питьевой водой 5 населенных пунктов, осуществить природоохранные мероприятия на особо охраняемых природных территориях и лесах, не входящих в государственный лесной фонд, предотвратить загрязнение территории области ртутьсодержащими отходами, обеспечить население достоверной информацией о состоянии окружающей среды области. В связи с досрочным прекращением действия ряда природоохранных программ не удалось достигнуть запланированных конечных результатов и целей, поставленных программами.

В настоящее время стоит острая необходимость в утверждении и реализации областной целевой программы, включающей в себя незавершенные природоохранные мероприятия прошлых лет, направленной на дальнейшее улучшение состояния окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения области, разработанной в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.

Цель, задачи и сроки реализации программы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»