Недействующий

Об областной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области» на 2006-2010 гг. (с изменениями на 12 октября 2007 года) (Утратил силу)

УТВЕРЖДЕНА
Законом Амурской области
от 19.12.2005 № 115-ОЗ
(В редакции Закона Амурской области от 12 октября 2007 года № 400-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2006-2010 гг.


1. Паспорт областной целевой программы
«Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области» на 2006-2010 гг.

(В редакции Закона Амурской области от 12 октября 2007 года № 400-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

Наименование программы

Областная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области» на 2006-2010 гг. далее - программа)

Основание для разработки программы

Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 № 3612-1, Федеральный закон от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закон Амурской области от 05.04.99 № 135-ОЗ «О культуре»

Государственный заказчик программы

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере культуры

Основной разработчик программы

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере культуры

Цель программы

Создание условий для дальнейшего развития культуры и искусства в области, сохранение национально-культурных традиций для формирования духовно-нравственных ориентиров граждан

Задачи программы

1. Поддержка и пропаганда классических видов искусства, создание условий для сохранения лучших традиций и художественного совершенствования творческих коллективов, исполнителей.

2. Сохранение лучших национально-культурных традиций в сфере системы художественного образования, выявление и поддержка молодых дарований как потенциала развития культуры и искусства области.

3. Сохранение и развитие традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, стимулирование народного творчества.

4. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия области - недвижимых памятников истории и культуры, музейных, библиотечных фондов.

5. Создание условий для сохранения и пополнения фондов, стимулирование работы библиотек по оперативному обеспечению профессиональных и досуговых потребностей пользователей.

6. Оптимальное использование потенциала имеющихся учреждений культуры, качественное изменение самих учреждений культуры путем превращения их в информационно-культурные центры культурно-досуговой деятельности различных групп населения.

7. Обеспечение жизнедеятельности учреждений культуры и искусства в современных условиях, сочетание их традиционной инфраструктуры с открытостью к инновационным формам и методам деятельности, откликом на новые потребности и запросы потребителей культурных услуг.

8. Создание единого культурного и информационного пространства для обеспечения равных возможностей в доступе населения области к культурным ценностям и информационным ресурсам, преодоления дистанции в уровне социокультурного развития различных социальных слоев и групп.

9. Развитие международных культурных связей.

10. Модернизация материально-технической базы учреждений культуры и искусства для удовлетворения изменяющихся культурных запросов различных групп населения в современных условиях

Исполнители программы

Учреждения культуры и искусства области, уполномоченный орган государственной исполнительной власти области, органы местного самоуправления, учебные учреждения сферы культуры, некоммерческие творческие организации

Сроки реализации программы

2006-2010 гг.

Перечень разделов системы программных мероприятий

«Адресная поддержка профессионального искусства и профессионального творчества», «Сохранение и развитие  системы художественного и профессионального образования, поддержка молодых дарований», «Стимулирование народного творчества и культурно-досуговой деятельности», «Обеспечение сохранности историко-культурного наследия», «Развитие библиотечного дела», «Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры», «Обеспечение условий для художественных экспериментов и инновационной деятельности», «Обеспечение «живого» культурного обмена и расширение использования виртуальных продуктов культуры», «Развитие международного культурного сотрудничества», «Укрепление материально-технической базы, оснащение специальным оборудованием учреждений сферы культуры»

Объемы и источник финансирования

Общий объем финансовых ресурсов, необходимый для реализации мероприятий программы, в 2006-2010 гг. составляет 88 649 тыс.руб. (в ценах 2005 г.), из них:

средства федерального бюджета-14 987 тыс.руб.;

средства бюджета области - 69 538 тыс.руб.;

средства внебюджетных источников - 4 154 тыс.руб.

Ожидаемый результат

Дальнейшее поэтапное развитие и сохранение культуры и искусства области

Система организации контроля за исполнением программы

Контроль за исполнителями программы осуществляет исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере культуры с представлением в исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере экономического развития и внешних связей области ежемесячных, ежеквартальных, годовых и итоговых отчетов о ходе работы и результатах реализации программы и эффективности использования бюджетных средств


2. Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами


В области в настоящее время функционируют:

профессиональные коллективы - областной театр драмы, областной театр кукол, муниципальный театр г.Тынды, областная филармония, 6 творческих  союзов, объединяющих 198 писателей, художников, фотохудожников, артистов театров;

481 учреждение клубного типа - клубы, дома культуры, творчества, культурно-досуговые центры, социально-культурные объединения, на базе которых работают свыше 3 тыс. различных клубных формирований, объединяющих около 40 тыс. человек. Ежегодно в массовых мероприятиях досуговых учреждений принимают участие более 5 млн. человек;

2 областных средних специальных учебных заведения - училище культуры, музыкальное училище, 39 учреждений дополнительного образования детей - детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, в которых обучаются 5,5 тыс. учащихся;

419 библиотек системы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, 3 из которых являются государственными, 416 - муниципальными. 346 муниципальных библиотек осуществляют информационно-библиотечное обслуживание сельского населения. Совокупный фонд общедоступных библиотек области составляет 5 737,6 тыс. экземпляров печатных изданий, ежегодная посещаемость - 365,1 тыс. человек, книговыдача - 7836,0 тыс. экземпляров.

На государственной охране в области состоят 625 недвижимых памятников истории и культуры, 9 из которых федерального значения. В списках вновь выявленных объектов, имеющих историко-культурную ценность, зарегистрирован 381 памятник.

Материальное и духовное наследие области сосредоточено в государственной и муниципальной сети музеев, совокупный фонд которых насчитывает 364,8 тыс. единиц хранения, в т.ч. основной фонд - 290,2 тыс. единиц хранения.

Фонд редкой книги Амурской областной научной библиотеки, являющийся составной частью историко-культурного наследия региона, составляет 6,5 тыс. экземпляров.

Основанием для разработки программы послужила значимость исторического и культурного прошлого, необходимость восстановления традиционной и поддержки современной культуры.

Преобразования в обществе, экономические и политические реформы не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последние годы функционировала под воздействием роста творческой инициативы граждан, потребителей и заказчиков культурных услуг, с одной стороны, и сокращения государственной поддержки, с другой стороны.

Так, увеличение постановочных расходов, а также расходов, связанных с гастрольной, рекламной деятельностью, при недостаточном финансировании и низкой платежеспособности населения не позволяет расширить производственную деятельность театрально-зрелищных учреждений, затрудняет выезд на гастроли за пределы области, отдаленность которой от центральных районов России, высокая стоимость оплаты проезда не позволяют творческим коллективам участвовать в международных, всероссийских, региональных фестивалях, смотрах и конкурсах.

Социально-культурный облик библиотек во многом перестает соответствовать информационным запросам и культурным потребностям населения, так как вопрос комплектования фондов на протяжении последних 15 лет является одним из наиболее проблемных для всех библиотек области.

Несовершенство законодательной базы и отсутствие финансирования привело к тому, что 70 процентов памятников археологии подвергаются разрушению в результате хозяйственной деятельности, 50 памятников монументального искусства находятся в неудовлетворительном состоянии, 65 памятников архитектуры и градостроительства требуют реставрации, причем 8 из них находятся в аварийном состоянии.

Проблема сохранения самобытной традиционной культуры, накопленного культурного наследия населения области, особенно на фоне изменения федерального законодательства и делегирования федеральных полномочий органам исполнительной власти в этой сфере (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2005 № 773), приобретает сегодня чрезвычайную актуальность. Поддержка и развитие самодеятельного народного творчества, являющегося показателем уровня духовного и интеллектуального развития населения, - одно из приоритетных направлений политики государства в сфере культуры.

Проблемы в сфере подготовки кадров для учреждений культуры и искусства могут быть решены посредством расширения и создания новых специализаций на базе функционирующих средних специальных учебных заведений.

Подавляющее большинство учреждений культуры и искусства не может приобрести необходимое оборудование, музыкальные инструменты, автотранспорт без программной поддержки, оказываемой из средств государственных, региональных, областных бюджетов.