Действующий

О комплексной программе «Экономическое и социальное развитие Амурской области на 2004-2010 годы» (с изменениями на 16 февраля 2011 года)

1.1. Социально-экономическое положение Амурской области

1.1.1. Общая характеристика Амурской области


Амурская область расположена на юго-востоке Российской Федерации и входит в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь области -361,9 тыс.км2. Численность постоянного населения, из которого 65,03% городское, составляет на 1 января 2003 г. 974,6 тысячи человек, плотность -2,7 чел./км2. Большинство населения (86,8%) русские, 6,7% составляют украинцы, 1,7% - беларусы, 0,9% - татары. Представители народностей Севера (эвенки - 0,2%) проживают в Зейском, Селемджинском и Тындинском районах.

На юге и юго-западе область граничит с Китаем, на севере - с Республикой Саха (Якутия), на северо-востоке и востоке - с Хабаровским краем, на юго-востоке - с Еврейской автономной областью.

В северной части области находится Становой хребет, высота отдельных участков которого достигает 2,3 км, около 40% территории занимают Зейско-Буреинская и Амурско-Зейская равнины. Лесами покрыто 273,7 млн. гектаров (64%). Около 60% территории области отнесены к районам Крайнего Севера. На равнине распространены хвойные и смешанные леса маньчжурского типа, в горах - заросли кедрового стланика и горная тундра. Главные реки - Амур, Зея, Бурея.

Амурская область имеет благоприятное географическое положение по всем основным транспортным направлениям. Через территорию области проходят две крупнейшие железнодорожные магистрали федерального значения: Транссибирская - с выходом через территорию Хабаровского края на морские порты Приморья (Находка, Восточный, Владивосток) и Байкало-Амурская (БАМ) - с выходом на порты Ванино и Советская Гавань.

Минерально-сырьевую базу экономики области формируют месторождения россыпного и рудного золота, серебра, титана, молибдена, вольфрама, меди, олова, полиметаллов, редкоземельных элементов, бурою и каменного угля, цеолитов, каолина, цементного сырья, полудрагоценных, поделочных, облицовочных камней и др. В области возможно обнаружение мелких и средних месторождений нефти и газа.

Запасы минерального сырья разведанных месторождений на территории й области оцениваются в 400 млрд.долл. США.

Административный центр области - город Благовещенск расположен в месте слияния рек Амура и Зеи, население города составляет 222,1 тысячи человек. В Благовещенске, являющемся конечной станцией железнодорожной ветки, отходящей от Транссибирской магистрали, расположены также речной порт и аэропорт, имеющий статус международного. Расстояние oт Благовещенска до Москвы по железной дороге составляет 7,99 тыс.км, по воздуху - 6,48 тыс.км. Другие крупные города области - Белогорск, Свободный, Тында.


1.1.2. Макроэкономическая ситуация в области


Основные итоги и тенденции социально-экономического развития области показывают следующее.

Позитивным результатом развития экономики области за последние годы явилось не только преодоление значительного общеэкономического спада после финансово-экономического кризиса 1998 г., но и наметившийся рост в ряде отраслей экономики. Наиболее успешным периодом социально-экономического развития области по большинству показателей можно считать 1999-2003 г. Тенденция к росту подтверждается динамикой такого обобщающего макроэкономического показателя, как валовой региональный продукт.

Объем валового регионального продукта увеличился за этот период на 20,0%.

     Таблица N 1  

Объем валового регионального продукта

(млнл.руб.)

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001г.

2002 г.

Валовой региональный продукт

14727,0

21057,0

26576,0

38820,0

46605,4

В % к предыдущему году в сопоставимых ценах

89,4

103,9

106,3

117,6

97,5

Валовой региональный продукт на душу населения (руб.)

14448,2

20836,4

26530,9

39371

47634,3


Вместе с тем еще нельзя говорить о создании прочной основы долгосрочного устойчивого роста. Уровень экономического развития области остается низким. Валовой региональный продукт на душу населения составил в 2002 г. около 43,1 тыс.руб., или 1400 долл. США по текущему обменному курсу, что образовывает порядка 60,0% среднероссийского показателя. Это обуславливает низкое качество жизни и высокий уровень бедности. Численность безработных в 2002 г. составила 54,5 тысячи человек (по сравнению с 1998 г. снизилась на 36,4%). Снизились темпы инфляции, хотя рост потребительских цен несколько превышал прогнозные показатели.

В структуре валового регионального продукта (далее - ВРП) области преобладает продукция отраслей, в которых активно действуют естественные монополии: (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь), а также отраслей первичного сектора экономики (сельское хозяйство, добыча минеральных ресурсов) с низким уровнем добавленной стоимости в цене продукции либо отраслей, ориентированных на внутренний рынок.

Таблица N 2

Структура валового регионального продукта общего объема ВРП

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Валовой региональный продукт, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

производство товаров

34,7

36,5

39,2

45,5

40,1

из них:

промышленность

19,1

16,6

17,0

14,5

16,3

сельское хозяйство

9,7

15,6

16,1

13,5

15,1

строительство

5,2

3,7

5,4

17,0

8,1

производство услуг

65,8

53,5

60,8

54,5

58,8

из них:

транспорт и связь

20,3

27,7

25,4

22,5

22,0

торговля (оптовая и розничная) и общественное питание

14,9

15,1

15,4

12,1

14,3


Объем промышленного производства в 2002 г. составил 36,2% соответствующего показателя 1990 г., инвестиций - порядка 19,0% уровня 1990 г.

За последние годы значительно снизился производственный потенциал экономики области. Износ техники в целом по области составил 42,5%, а в отдельных хозяйствах агропромышленного комплекса (далее - АПК) достигает 90,0%, ухудшилось плодородие почвы, прекращена мелиорация земель.

Отсутствие радикальных сдвигов в улучшении делового климата не позволяет создать условия для преодоления сырьевой направленности структуры экономики. На долю отраслей топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) приходится около 40,0% объема промышленного производства области, 43,0% всех инвестиций и лишь 7,0% налоговых доходов бюджета области.

Финансовая инфраструктура не обеспечивает эффективного выполнения функций финансового посредничества. Объем имеющегося в экономике капитала, несмотря на значительный отток его за пределы области в предыдущие годы, достаточен для финансирования модернизации производства.