Проведенные в последние годы реформы позволили решить значительное число задач, поставленных в планах действий Правительства области и концепции социально-экономического развития области на 2001-2005 гг. Приняты базовые законы, необходимые для проведения активизации экономических процессов на территории области.
Определенный прогресс достигнут в сфере устранения избыточного административного давления на бизнес: снижено количество лицензируемых видов деятельности, введены ограничения на проведение контролирующими и надзорными органами проверок деятельности хозяйствующих субъектов.
В сфере реформирования системы налогообложения было сделано несколько важнейших шагов: наряду со снижением налога на прибыль и единого социального налога введен налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. В целом снижена налоговая нагрузка.
В рамках совершенствования системы государственного управления на территории области в 2003 г. введена система индикативного управления экономикой. Принят ряд нормативных документов, регламентирующих процесс регулирования и установления контрольных показателей развития экономики и мобилизации налогов в бюджет области.
Подготовлен ряд нормативных документов, касающихся стимулирования инвестиционной деятельности. Внесены изменения в действующий закон об инвестиционной деятельности в области. Утверждено положение о фонде развития производства, принят закон об областных целевых программах, разработана концепция ипотечного жилищного кредитования в области, создано Амурское ипотечное агентство.
Вместе с тем отдельные задачи, поставленные концепцией и планом действий Правительства области, не были решены.
Остаются недостаточными меры, направленные на стимулирование инноваций и инвестиций, а также на повышение имиджа области у иностранных инвесторов.
По мере решения первоочередных задач выявились ограничения для экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики, что требует смещения акцентов в проводимой политике при сохранении общего направления преобразований.
Несмотря на достижение макроэкономической стабилизации и наличие определенных позитивных тенденций в экономическом и социальном развитии, область по-прежнему находится под влиянием целого комплекса негативных факторов.
По комплексной оценке Минэкономразвития России уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в 2001 и 2003 гг. область занимает 67 место (бальная оценка в 2001 г. - 33,67, в 2003 г. -32,75) и относится к группе регионов с низким уровнем развития. По оценке Минэкономразвития России, область опережает в своем развитии только такие регионы Дальнего Востока, как Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.
Величина ВРП, несмотря на некоторое увеличение в последние годы, по-прежнему остается на низком уровне. В расчете на душу населения величина ВРП составляет около 60,0% среднероссийского показателя. В структуре ВРП области преобладает продукция либо ресурсно-сырьевых производств, с низким уровнем добавленной стоимости в цене продукции, либо производств, ориентированных на внутренний рынок, с низким уровнем налоговых платежей в бюджет области. Объем валового регионального продукта не обеспечивает формирование полноценного бюджета.
Заметный рост валовых инвестиций в сравнении с другими регионами Дальнего Востока вызван факторами, связанными не , с реальным улучшением инвестиционного климата области, а с реализацией инвестиционных проектов, финансируемых по федеральным целевым программам, на долю которых в 2002 г. пришлось 75,0% валовых инвестиций. При этом инвестиционная активность предприятий области остается недостаточной для обеспечения динамичного развития экономики области.
Загрузка производственных мощностей многих предприятий области остается низкой. По-прежнему велика доля нерентабельных предприятий (свыше 50,0%).
Уровень денежных доходов населения области остается самым низким как в сравнении с регионами Дальневосточного федерального округа, так и в сравнении со среднероссийским показателем.
Налоговые поступления на душу населения области в 2 раза ниже, чем в среднем по дальневосточному региону. В структуре доходов бюджета области собственные источники занимают не более 50,0%.
Проблемами социального развития области являются:
1. Сокращение численности населения в результате миграционного оттока. В течение 1992-2002 гг. численность постоянного населения области сократилась более чем на 85 тысяч человек, или на 8,0%. Естественная убыль населения за этот период превысила 23 тысячи человек. В результате миграционного оттока область потеряла свыше 67 тысяч человек. Причем 67,0% миграционного оттока пришлось на северные территории области. В области более 60,0% территории относятся к районам, приравненным к Крайнему Северу. Здесь проживаю 14,0% общей численности населения области. За 11 лет численность населения северных территорий сократилась на 47,5 тысячи человек (на 25,6%), что в 3 раза больше, чем в целом по области.
2. Неразвитая материально-техническая база системы здравоохранения. Это ведет к росту уровня заболеваемости населения социально опасными заболеваниями (туберкулез, венерические заболевания), злокачественными новообразованиями. Сохраняется высоким уровень младенческой смертности.
Ряд кожно-венерологических диспансеров по предписанию ЦГСЭН подлежит закрытию. Лабораторная служба по диагностике заболеваний, передаваемых половым путем, требует оснащения современным оборудованием.
В области отсутствует перинатальный центр. Слабая компьютеризация лечебно-профилактических учреждений не позволяет внедрить современные телемедицинские технологии.
3. Слабая материальная база системы образования. Требуется капитальный ремонт в 30 муниципальных образовательных учреждениях области. Несоответствие требованиям СанПиН условий обучения школьников в образовательных учреждениях: в 87,0% учреждений требуется замена школьной мебели, в 65,0% школ необходимо устройство дополнительного освещения. Уровень компьютеризации школ не позволяет учащимся полноценно осваивать учебные дисциплины.
4. Неразвитая сеть учреждений социальной защиты населения. Недостаточное количество койко/мест в социальных учреждениях стационарного обслуживания для престарелых граждан и "инвалидов. Малое количество специализированных жилых домов для одиноких престарелых граждан. Количество граждан, нуждающихся в поселении в специализированные жилые дома, составляет 677 человек. Недостаточное количество социальных приютов для детей и подростков. Устройства в приюты ожидают около 500 детей и подростков. Низкий уровень оснащения современными средствами вычислительной техники органов социальной защиты населения (обеспеченность 60,0%).
5. Угроза экологического кризиса. В области накоплено 14 608,4 тыс.т отходов. За год образуется около 1130 тыс.т, в том числе более 500 тыс.т токсичных отходов. На территории области нет ни одного полигона для утилизации отходов, оборудованного в соответствии с требованиями СНиП. Также в области нет ни одного полигона для захоронения токсичных отходов. Существующие очистные сооружения канализации (ОСК) работают ненормативно, в большинстве населенных пунктов области ОСК отсутствуют. В водные объекты ежегодно отводится 7,7 млн.м неочищенных сточных вод. По предварительным прогнозам территория области заражена ртутью в количестве около 1000 т. Особую опасность составляет нахождение очагов ртутного загрязнения на территориях и вблизи населенных пунктов (около 144). Требуются обследование и демеркуризация выявленных очагов. Кроме того, на территории области находится потенциальная зона кризисного экологического состояния - космодром "Свободный".