ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПАРТНЕРСТВА
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ СО СРЕДСТВАМИ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА 2005-2008 ГОДЫ»
ПАСПОРТ областной целевой программы
«Развитие информационного партнерства органов государственной власти Амурской области
со средствами массовой информации на 2005-2008 годы»
Наименование программы | Областная целевая программа «Развитие информационного партнерства органов государственной власти Амурской области со средствами массовой информации на 2005-2008 годы» (далее - программа) | |||
Основание для разработки программы | Необходимость увеличения в средствах массовой информации области количества материалов, освещающих социально значимые проблемы, пути и способы их решения, а также участия органов государственной власти области в выработке эффективных механизмов информирования населения о решении социально значимых проблем региона | |||
Заказчик программы | Исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции в сфере информационной и внутренней политики | |||
Основной разработчик программы | Исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции в сфере информационной и внутренней политики | |||
Цель программы | Практическая реализация модели эффективного взаимодействия органов государственной власти области со средствами массовой информации | |||
Основные задачи программы | 1. Обеспечение приоритетного освещения в средствах массовой информации социально значимых тем. 2. Внедрение эффективного механизма взаимодействия органов государственной власти области со средствами массовой информации. 3. Увеличение в средствах массовой информации объемов и повышение качества материалов, направленных на защиту здоровья, прав населения области. 4. Разработка и реализация новых форм и способов информирования населения по социально значимым темам. 5. Финансовая поддержка средств массовой информации из бюджета области |
Срок реализации программы | 2005-2008 годы | |||
Исполнители основных мероприятий программы | Исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции в сфере информационной и внутренней политики, редакции средств массовой информации, Амурское отделение Союза журналистов России | |||
Объемы и источники финансирования программы | Источниками финансирования программы являются средства областного бюджета в сумме 25 млн.рублей: 2005 год - 6 млн.рублей; 2006 год - 6 млн.рублей; 2007 год - 6 млн.рублей; 2008 год - 7 млн.рублей | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Внедрение модели эффективного сотрудничества средств массовой информации с органами государственной власти области; разработка и реализация не менее 7 тематических направлений в рамках конкурса информационных проектов | |||
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за реализацией программы осуществляется в установленном порядке исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции в сфере информационной и внутренней политики, областным Советом народных депутатов |
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Ведущее влияние средств массовой информации (далее - СМИ) на формирование общественного мнения подтверждается социологическими исследованиями. Результаты таких исследований свидетельствуют, что среди источников получения сведений о различных сферах жизни до 70 процентов граждан назвали СМИ, до 29 процентов - общение на работе. Несмотря на то что население области часто обращается к СМИ (64 процента населения систематически читают газеты, охват населения телевизионным вещанием составляет до 97 процентов) и считает СМИ основным источником получения информации, только единицы оценивают свой уровень информированности о различных сферах общественной жизни как высокий. На низкий уровень своей информированности в сфере политики указали 29 процентов всех опрошенных, в сфере социального обеспечения - 57 процентов.
Исследование возможности самостоятельного получения гражданами недостающей информации показало, что две трети опрошенных при личном обращении сталкивались с той или иной формой отказа в предоставлении информации, причем наиболее частыми причинами отказа являются отсутствие необходимой информации (27 процентов), ее засекреченность (24,2 процента), отсутствие времени у тех, кто должен эту информацию предоставить (23,9 процента), ничем не мотивированный отказ (28,8 процента).
Проблема реализации права граждан на получение полной, достоверной и своевременной информации реальна и требует принятия мер со стороны органов власти. СМИ в реализации этого права имеют исключительное значение.
Одной из актуальных проблем формирования государственной информационной политики является оптимизация взаимоотношений органов государственной власти области и СМИ.
С другой стороны, тематика и качество информации в СМИ вызывают множество нареканий потребителей информации. Специалисты в сфере психологии воздействия СМИ высказывают серьезную озабоченность по поводу преобладания в СМИ жестокости, агрессии, безнравственности, безысходности, информации, негативно сказывающейся на здоровье. В то время как материалы, воспитывающие патриотические чувства, семейные ценности, нравственные принципы, здоровый образ жизни, представлены в СМИ, по различным оценкам, в недостаточном объеме или менее ярко.
Программа является продолжением проводимых среди электронных и печатных СМИ Приамурья всероссийских, окружных и областных конкурсов: «Патриот России», «Мы горды Отечеством своим», «Свободный взгляд», «За достойное будущее российской деревни», «Территория без наркотиков», конкурса среди журналистов области на лучший материал о страховании, «Оглянись!» (в рамках проекта по развитию социальной журналистики среди электронных СМИ Амурской области), областного конкурса печатных и электронных СМИ области на лучшее освещение социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни Приамурья в свете Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, ежегодного конкурса телекомпаний Амурской области «Профи» и т.д.
Конкурсы проводились среди печатных и электронных СМИ всех форм собственности, издаваемых и передающих информацию на территории области, и являлись открытыми по составу участников.
В качестве приоритетных направлений проектной деятельности в соответствии с указанными конкурсами были выделены следующие:
1) пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний социального характера, наркомании, алкоголизма, табакокурения;
2) реализация молодежной политики в регионе;
3) защита семьи и детства;
4) формирование основ духовно-нравственного воспитания детей и подростков;
5) патриотическое воспитание;
6) предупреждение безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков, пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
7) мотивация граждан на активное участие в трудовой, общественно полезной деятельности;
8) экологическое воспитание населения, в том числе противопожарная пропаганда;
9) информационное обеспечение деятельности органов государственной власти области, освещение хода реформирования местного самоуправления.
С целью повышения качества конкурсных материалов исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции в сфере информационной и внутренней политики были организованы семинары для руководителей районных и городских печатных СМИ, на которых были проведены разъяснительная работа и обсуждение предлагаемых для разработки тем.