Недействующий

О программе государственной поддержки малого предпринимательства в Амурской области на 2005-2007 годы (с изменениями на 12 октября 2007 года)

2. Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами

     
     2.1. Анализ ситуации


Достигнутый в области уровень развития малого предпринимательства сохраняется без существенных изменений на протяжении ряда последних лет.

Вместе с тем малые предприятия становятся весомым фактором социально-экономического развития области и одним из основных источников создания новых рабочих мест, насыщения товарного рынка, создания рыночной инфраструктуры. В целом малые предприятия занимают устойчивое положение в экономике области, на их долю приходится 9% общей стоимости основных фондов коммерческих организации, 7% трудовых ресурсов, 7% стоимости выпускаемой продукции и услуг, 11% розничного товарооборота, 13% платных услуг населению.

Всего по области по состоянию на 1 января 2004 года действовало 2618 малых предприятий. Большинство предприятий относится к частной форме собственности (90,8%). В 2003 году малые предприятия обеспечили работой 29,9 тыс.человек, в том числе 28 тыс.человек на постоянной основе. Ими произведено продукции, работ и оказано услуг на сумму свыше 6265,7 млн.рублей, что в 2,3 раза больше, чем в 2001 году. Из общего объема 37% составляет выпуск промышленной продукции (2001 г. - 13%), доля объема строительных работ - 26% (2001 г. - 31%), доля торговли и общественного питания - 17% (2001 г. - 22%), доля прочих работ и услуг - 20%.

Средняя численность работающих на одном предприятии в Дальневосточном федеральном округе составляет 8,5 человека. Среди дальневосточных регионов этот показатель выше в Хабаровском крае (12,5), в Амурской области (10,7), в Еврейской автономной области (9,7).

Выпуск промышленной продукции малыми предприятиями увеличился к уровню 2001 года в 6,3 раза и составил в 2003 году 2345 млн.рублей, объем строительных работ возрос в 1,9 раза и составил 1617 млн.рублей. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) составила 10269,1 млн.рублей, или 366,6 тыс.рублей на одного работающего.

В 2003 году малыми предприятиями в Дальневосточном федеральном округе произведено продукции (работ, услуг) на сумму 86,0 млрд.рублей. Наибольший вклад внесли малые предприятия Приморского и Хабаровского краев (соответственно 28,1 и 20,3%). Доля произведенной продукции Сахалинской, Амурской областей, Республики Саха (Якутия) несколько ниже и составляет до 9,0%.

За 2003 год малыми предприятиями получена прибыль в размере 228,1 млн.рублей, или 8,1 тыс.рублей на одного работающего. Самыми результативными по доходности в сфере малого бизнеса являются торговля и общественное питание, промышленность, транспорт. Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных фондов) малых    предприятий   составили    301,5    млн.рублей.    На   каждый   рубль  инвестиций, вложенных малыми предприятиями, произведено продукции (работ, услуг) на 21 рубль.

В 2003 году субъектами малого бизнеса (малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями) произведено продукции (работ, услуг) на сумму свыше 7280,0 млн.рублей, что составляет около 14,0% валового регионального продукта. Ожидаемый объем производства продукции и услуг, выполняемый субъектами малого предпринимательства, в 2004 году составит по оценочным данным около 7600,0 млн.рублей.

2.2. Описание проблемы

Потенциал малого бизнеса используется не в полной мере. Причины этого:

недостаточная кадровая подготовка субъектов малого предпринимательства;

недоступность банковского кредита;

недостаток помещений;

высокая арендная плата;

усложненные разрешительные процедуры;

слабый уровень развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

другие экономические и организационные проблемы, связанные с несовершенством законодательной базы.

Ситуация в малом секторе экономики требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства.

Необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой и институциональной среды, обеспечивающей возможность перехода на новый этап развития малого предпринимательства, что позволит существенно продвинуться в создании эффективной законодательной базы.