(с изменениями на 12 октября 2007 года)
________________________________________________________
Документ с изменениями внесенными:
Законом Амурской области от 23 сентября 2005 года № 55-ОЗ
Законом Амурской области от 23 декабря 2005 года № 128-ОЗ
Законом Амурской области от 23 декабря 2005 года № 129-ОЗ
Законом Амурской области от 28 ноября 2006 года № 245-ОЗ
Законом Амурской области от 13 декабря 2006 года № 263-ОЗ
Законом Амурской области от 12 октября 2007 года № 400-ОЗ
________________________________________________________
Принят областным Советом народных депутатов
17 марта 2005 года
Статья 1
Утвердить программу государственной поддержки малого предпринимательства в Амурской области на 2005-2007 годы (прилагается).
Статья 2
Губернатору области при формировании областного бюджета на 2006-2007 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных программой государственной поддержки малого предпринимательства в Амурской области на 2005-2007 годы.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Губернатор Амурской области
Л.В.Коротков
г. Благовещенск
11 апреля 2005 года
№ 467-ОЗ
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005-2007 ГОДЫ
Наименование программы | Программа государственной поддержки малого предпринимательства в амурской области на 2005-2007 годы | ||||||
Основание для разработки программы | Федеральный закон от 14 06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Закон Амурской области от 18.04.96 № 80-ОЗ «О малом предпринимательстве в Амурской области» | ||||||
Заказчик программы | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере экономического развития и внешних связей
| ||||||
Основные разработчики программы | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере экономического развития и внешних связей, фонд поддержки малого предпринимательства Амурской области при участии общественных организаций предпринимателей
| ||||||
Цель программы | Обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства, повышения социальной и экономической эффективности его деятельности на основе современной рыночной среды | ||||||
Основные задачи программы | 1. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства | ||||||
Перечень основных мероприятий программы | 1. Приведение нормативных правовых актов области в сфере малого предпринимательства в соответствие с федеральным законодательством | ||||||
Сроки реализации программы | 2005 - 2007 годы | ||||||
Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере экономического развития и внешних связей. Исполнительные органы государственной власти области.
| |||||||
Исполнители | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере управления государственным имуществом. Фонд поддержки малого предпринимательства Амурской области. Амурская торгово-промышленная палата. Общественные организации предпринимателей | ||||||
Объемы |
| 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |||
Всего (тыс.руб.) | 7915 | 10340 | 13070 | ||||
В том числе за счет средств: | |||||||
областного бюджета | 3875 | 4300 | 5030 | ||||
фонда поддержки малого | 4040 | 6040 | 8040 | ||||
и источники |
| ||||||
финансирования |
| ||||||
|
| ||||||
Ожидаемые результаты реализации программы | Ожидаемые конечные результаты реализации программы предполагают увеличение к уровню 2004 года: 1) количества малых предприятий - на 10,4%; 2) численности занятых на малых предприятиях - на 24,3%; 3) объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг- на 46%; 4) числа индивидуальных предпринимателей - в 1,4 раза | ||||||
Система контроля | Контроль осуществляют: исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере экономического развития и внешних связей; исполнительные органы государственной власти области, ответственные за реализацию мероприятий программы |
2.1. Анализ ситуации
Достигнутый в области уровень развития малого предпринимательства сохраняется без существенных изменений на протяжении ряда последних лет.
Вместе с тем малые предприятия становятся весомым фактором социально-экономического развития области и одним из основных источников создания новых рабочих мест, насыщения товарного рынка, создания рыночной инфраструктуры. В целом малые предприятия занимают устойчивое положение в экономике области, на их долю приходится 9% общей стоимости основных фондов коммерческих организации, 7% трудовых ресурсов, 7% стоимости выпускаемой продукции и услуг, 11% розничного товарооборота, 13% платных услуг населению.
Всего по области по состоянию на 1 января 2004 года действовало 2618 малых предприятий. Большинство предприятий относится к частной форме собственности (90,8%). В 2003 году малые предприятия обеспечили работой 29,9 тыс.человек, в том числе 28 тыс.человек на постоянной основе. Ими произведено продукции, работ и оказано услуг на сумму свыше 6265,7 млн.рублей, что в 2,3 раза больше, чем в 2001 году. Из общего объема 37% составляет выпуск промышленной продукции (2001 г. - 13%), доля объема строительных работ - 26% (2001 г. - 31%), доля торговли и общественного питания - 17% (2001 г. - 22%), доля прочих работ и услуг - 20%.
Средняя численность работающих на одном предприятии в Дальневосточном федеральном округе составляет 8,5 человека. Среди дальневосточных регионов этот показатель выше в Хабаровском крае (12,5), в Амурской области (10,7), в Еврейской автономной области (9,7).
Выпуск промышленной продукции малыми предприятиями увеличился к уровню 2001 года в 6,3 раза и составил в 2003 году 2345 млн.рублей, объем строительных работ возрос в 1,9 раза и составил 1617 млн.рублей. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) составила 10269,1 млн.рублей, или 366,6 тыс.рублей на одного работающего.
В 2003 году малыми предприятиями в Дальневосточном федеральном округе произведено продукции (работ, услуг) на сумму 86,0 млрд.рублей. Наибольший вклад внесли малые предприятия Приморского и Хабаровского краев (соответственно 28,1 и 20,3%). Доля произведенной продукции Сахалинской, Амурской областей, Республики Саха (Якутия) несколько ниже и составляет до 9,0%.
За 2003 год малыми предприятиями получена прибыль в размере 228,1 млн.рублей, или 8,1 тыс.рублей на одного работающего. Самыми результативными по доходности в сфере малого бизнеса являются торговля и общественное питание, промышленность, транспорт. Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных фондов) малых предприятий составили 301,5 млн.рублей. На каждый рубль инвестиций, вложенных малыми предприятиями, произведено продукции (работ, услуг) на 21 рубль.
В 2003 году субъектами малого бизнеса (малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями) произведено продукции (работ, услуг) на сумму свыше 7280,0 млн.рублей, что составляет около 14,0% валового регионального продукта. Ожидаемый объем производства продукции и услуг, выполняемый субъектами малого предпринимательства, в 2004 году составит по оценочным данным около 7600,0 млн.рублей.
2.2. Описание проблемы
Потенциал малого бизнеса используется не в полной мере. Причины этого:
недостаточная кадровая подготовка субъектов малого предпринимательства;
недоступность банковского кредита;
недостаток помещений;
высокая арендная плата;
усложненные разрешительные процедуры;
слабый уровень развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
другие экономические и организационные проблемы, связанные с несовершенством законодательной базы.
Ситуация в малом секторе экономики требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства.
Необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой и институциональной среды, обеспечивающей возможность перехода на новый этап развития малого предпринимательства, что позволит существенно продвинуться в создании эффективной законодательной базы.
Целью программы является обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства, повышения социальной и экономической эффективности его деятельности на основе современной рыночной среды.
Для достижения цели необходимо комплексное решение следующих задач, способствующих активизации предпринимательской деятельности, повышению благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения:
1) нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства;
2) финансовая и имущественная поддержка субъектов малою
предпринимательства;
3) повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
4) научно-методическое и образовательное обеспечение малого предпринимательства, пропаганда предпринимательской деятельности.
Решение вышеперечисленных задач позволит существенно повлиять на эффективность развития приоритетных видов деятельности, в которых необходимо развивать малое предпринимательство и оказывать ему поддержку со стороны органов государственной власти области и органов местного самоуправления.
Реализация мероприятий программы рассчитана на 2005-2007 годы.
Система программных мероприятий обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки, но вместе с тем совершенствует (дополняет) ее.
Система программных мероприятий (приложение № 1) включает:
1) приведение нормативных правовых актов области в сфере малого предпринимательства в соответствие с федеральным законодательством;
2) оказание методической помощи в разработке муниципальных программ поддержки малого предпринимательства:
3) оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, реализующим проекты в приоритетных сферах деятельности;
4) финансирование проектов по развитию малого предпринимательства в виде субсидирования части процентной ставки по кредитам банков;
5) оказание субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки путем передачи в аренду областной государственной и муниципальной собственности;
6) повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
7) проведение региональных конкурсов «Лучшее малое предприятие Амурской области», «Лучшее предприятие розничной торговли», «Лучшее предприятие общественного питания»:
8) продвижение продукции малых предприятий на региональные и межрегиональные рынки, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, развитие внешнеэкономических связей малого предпринимательства;