Недействующий

Об областной целевой программе «Развитие земельного кадастра, землеустройства и мониторинга земель в Амурской области на 2005-2010 годы» (с изменениями на 10 октября 2008 года) (Утратил силу)

II. Содержание проблемы и обоснование
 ее решения программным методом  


Необходимость принятия областной целевой программы «Развитие земельного кадастра, землеустройства и мониторинга земель в Амурской области на 2005-2010 годы» (далее - программа) обусловлена существенным изменением земельного законодательства и необходимостью выполнения ряда мероприятий по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу.

Принят блок федерального законодательства: Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, Федеральный закон от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральный закон от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» и другие. Эти нормативные правовые акты подразумевают выполнение на местах основных мероприятий по инвентаризации земель, по кадастровой оценке, по территориальному землеустройству и так далее, что позволит безболезненно и цивилизованно продолжать планомерно и последовательно реализовывать государственную политику по эффективному использованию земли и иной недвижимости, по активному вовлечению их в хозяйственный оборот и по стимулированию инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан, по формированию банка данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса.

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере управления государственным имуществом является органом, осуществляющим на территории области единую земельную политику, но для эффективного выполнения данной задачи департаменту необходимо иметь в полном объеме информацию обо всех землях в области, а также о землепользователях, землевладельцах, собственниках и арендаторах земель и о качественном, количественном составе земель и о других характеристиках земель на территории области. Для этого необходимо, во-первых, обобщить все уже имеющиеся данные о земле, произвести инвентаризацию сведений, а во-вторых, создать новую (обновленную) базу данных о земельных участках с учетом разграничения государственной собственности на землю.

С момента начала земельной реформы и разгосударствления земель в области произошло их существенное перераспределение, что привело к передаче значительной части земель сельскохозяйственного назначения в собственность, пользование, аренду граждан и юридических лиц, но не создало эффективных экономических рычагов воздействия на их рациональное использование. В результате в области сейчас есть огромное количество земель, не используемых в сельскохозяйственном производстве и зарастающих кустарником, лесом, а также заболачивающихся сельхозугодий, что в целом ведет к деградации земель и к потере их для дальнейшего использования в целях сельскохозяйственного производства.

Для отслеживания таких процессов и информационного обеспечения ведения земельного кадастра, землеустройства, контроля за использованием и охраной земель, своевременного выявления изменений состояния земельного фонда, его оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов необходимо осуществлять региональный и локальный мониторинг земель области. Мониторингом необходимо в первую очередь охватить земли сельскохозяйственного назначения, поселений, промышленности независимо от их правового режима и характера использования.

Выполнение вышеназванных мероприятий в целях развития земельной реформы предусматривалось и частично было осуществлено в рамках областной целевой программы «Развитие земельной реформы в Амурской области на 2001-2004 годы», но из-за плохого финансирования мероприятия были исполнены только на 29% запланированного объема, что не позволило достичь конечных целей программы и в достаточной мере подготовить базу для реализации нового законодательства о земле.

Предусматриваемый в рамках настоящей программы комплекс мероприятий включает в себя мероприятия:

по изучению состояния земель;

по анализу и упорядочению сведений, материалов о землях сельскохозяйственного назначения;

по организации рационального использования и охраны земель;

по проведению (в том числе по проведению землеустроительных работ, необходимых при разграничении государственной собственности на землю, а также в процессе управления и распоряжения земельными ресурсами) территориального землеустройства, актуализации кадастровой оценки земель, мониторинга земель;

(Абзац в редакци Закона Амурской области от 10 октября 2008 года № 114-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)


по обновлению планово-картографических материалов и оснащению ими специально уполномоченных органов местного самоуправления по вопросам регулирования земельных отношений.

Вышеназванные мероприятия позволят в соответствии с требованиями п.3 статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приступить к выполнению описания и утверждению границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства, а также обеспечат муниципальным образованиям безболезненный переход на исчисление земельного налога от кадастровой стоимости в соответствии с нормами Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Совокупный социально-экономический эффект от реализации программы будет достигнут за счет структурных изменений в экономике на основе создания развитой информационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить наиболее рациональное использование земель.

Прямой экономический эффект от реализации программных мероприятий, что видно из опыта других регионов, состоит в увеличении доходов бюджетов всех уровней за счет роста поступлений земельных платежей не менее чем на 30% и в повышении эффективности управления земельными ресурсами на областном и муниципальном уровнях.

Невыполнение мероприятий, предусмотренных программой, повлечет в будущем потерю средств бюджетов всех уровней в связи с новым исчислением земельного налога и в процессе управления и распоряжения земельным фондом области.