ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Предупреждение чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и
охрана окружающей среды на объектах межмуниципального и регионального значения
Амурской области на 2005 год»
1. Паспорт областной целевой программы
(В редакции Закона Амурской области от 14 декабря 2005 года № 105-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
Наименование программы | Областная целевая программа «Предупреждение чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствии и охрана окружающей среды на объектах межмуниципального и регионального значения Амурской области на 2005 год» | |||
Основание для разработки программы | Федеральный закон от 04.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» | |||
Государственный заказчик | Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области | |||
Разработчик программы | Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области | |||
Цели и задачи программы | Цель программы: обеспечение экологической безопасности населения и предупреждение чрезвычайных ситуаций на территории области природного и техногенного характера. Задачи программы: снижение негативного воздействия на окружающую среду; организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности; обеспечение охраны государственных природных заказников регионального значения; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений | |||
Перечень разделов и основных мероприятий | 1. Предупреждение чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствии на водных объектах, ликвидация их последствий. 2. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. 3. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности | |||
Срок реализации | 2005 год | |||
Основные исполнители | Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области, администрации городов и районов области, Дальневосточный научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации, отделение региональной геологии и гидрогеологии Амурского научного центра Дальневосточного отделения Российской академии наук, управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных области, региональный центр демеркуризации | |||
Объемы и источники финансирования | Средства областного бюджета в сумме 38974 тыс.рублей | |||
Ожидаемые конечные результаты программы | 1. Снижение экологического и материального ущерба, наносимого паводками и половодьями на реках области. 2. Снижение загрязнения водных объектов сбросами сточных загрязненных вод. 3. Предупреждение последствий от затопления населенных пунктов при аварийных ситуациях на гидротехнических сооружениях. 4. Сохранение биологического разнообразия растительного и животного мира области. 5. Обеспечение экологической безопасности населения от загрязнения территории области ртутьсодержащими и токсичными отходами 6. Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды. 7. Ликвидация загрязнений окружающей среды в результате чрезвычайных ситуаций и в случае невозможности установления нарушителей. | |||
Контроль за исполнением | Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области, финансовый департамент Администрации области, контрольно-счетная палата области |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Состояние охраны окружающей среды и экологической безопасности области связано прежде всего с деятельностью по открытой добыче россыпного золота и бурей о угля, лесозаготовками, развитием гидроэнергетики, обеспечением безопасности гидротехнических сооружений, неудовлетворительным состоянием природоохранной работы на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и военных объектах.
Остается высоким уровень загрязнения водных объектов неочищенными сточными водами. Объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты в 2003 году составил 101,87 млн. куб метров, в юм числе нормативно очищенных 10,87 млн. куб. метров (10,7%), загрязненных 91,0 млн. куб. метров (89,3%). По сравнению с прошлым годом общий объем сброса уменьшился на 1,84 млн. куб метров. Качественный состав сточных вод характеризуется высоким содержанием взвешенных веществ, нефтепродуктов, фосфатов, тяжелых металлов, азотосодержащих соединений.
Неблагоприятное состояние водных объектов является одной из основных причин резкого снижения рыбных запасов. За последние 10 лет запасы промысловых рыб в водоемах области сократились в 50 раз.
Наряду с негативным фактором загрязнения водных источников большое значение для области приобретают мероприятия, предупреждающие чрезвычайные ситуации межмуниципального и регионального характера, связанные с вредным воздействием вод, обусловленным наводнениями, размывом берегов, а также межмуниципальные мероприятия связанные с безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ и накопителей стоков.
На территории области находятся 237 гидротехнических сооружений водохранилищ и прудов (плотины, водосбросы, водовыпуски и др.). В настоящее время, за исключением 5 водохранилищ, созданных для забора воды в целях технического водоснабжения в Магдагачах, Прогрессе, Талдане, Чалганах, Сковородине, и Прядчинского водохранилища, созданного для рыбохозяйственных целей, все остальные, ранее принадлежавшие совхозам и колхозам, фактически утратили водохозяйственное значение и являются бесхозными. Техническое состояние гидротехнических сооружений водохранилищ и прудов в области в целом неудовлетворительно. Более 50% водоемов построены без проектной документации, без учета гидрологических режимов водотоков и других природных условий, с нарушением строительных норм и технологий строительства.
Водосбросные сооружения по своему техническому состоянию, как правило, не отвечают современным требованиям безопасности и не гарантируют нормальную работу сооружений при пропуске расчетных расходов. Около 40% трубчатых водосборных сооружений построены без. расчета максимальных расходов, почти все нуждаются в ремонте.
В связи с тем что в области скопилось значительное количество различных отходов, их утилизация, размещение и переработка являются серьезной экологической проблемой. Отсутствие полигона для захоронения отходов мусороперерабатывающих предприятий, а также токсичных промышленных отходов с каждым годом обостряет проблему их утилизации. Токсичные промышленные отходы складируются на территориях производственных предприятий, отсутствует их точный учет, случается их поступление на обычные полигоны для захоронения твердых бытовых отходов.
Серьезной проблемой остаются вопросы захоронения ядохимикатов, которые пришли в негодность или у которых истекли сроки хранения. Всего на территории области на складах хозяйств различных форм собственности хранятся около 500 тонн ядохимикатов, не пригодных к использованию, из них более 25 тонн ртутьсодержащих соединений. С каждым годом проблема захоронения указанных выше ядохимикатов принимает все более острый характер ввиду разрушения тары, в которой они хранятся, крайне неудовлетворительного санитарно-техиического состояния складских помещений, их доступности для посторонних лиц.
Единственным разрешенным местом захоронения ядохимикатов в области является Шумиловский участок в Михайловском районе, который функционировал с 1975 по 1995 год. В настоящее время необходимо строительство второй очереди в границах ранее отведенного участка с проведением дополнительных проектно-изыскательских работ. Указанный участок имеет межмуниципальное значение, так как позволяет осуществлять захоронение ядохимикатов, скопившихся в хозяйствах на территориях многих районов области.
Проблема ртутного загрязнения усугубляется отсутствием на территории области завода по переработке пришедших в негодность ртутных ламп, в конечном итоге попадающих на свалки для твердых бытовых отходов населенных пунктов области.
Одними из направлений в снижении антропогенного влияния на окружающую среду являются организация сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), расширение площадей имеющихся ООПТ и создание новых.
К ООПТ отнесены участки земли, водной поверхности, на которых располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен режим особой охраны. На территории области функционируют ООПТ регионального значения следующих типов: государственные заказники областного значения (35), памятники природы (148). Образованы они в разные годы решениями различных органов государственной власти и местного самоуправления. В настоящее время состояние некоторых памятников природы не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ООПТ. Поэтому настоящей программой предусматривается проведение инвентаризации памятников природы с последующей их перерегистрацией.
Общая площадь ООПТ областного значения составляет 2,906 млн.га, или 8% общей площади области. Выполнение мероприятий по поддержке и охране ООПТ области позволит решить следующие задачи:
создание экологического каркаса из особо охраняемых территорий с общей площадью не менее 10% территории области;
обеспечение сохранения и восстановление численности редких и исчезающих видов животных и растений, а также среды их обитания;
привлечение внимания населения области к проблемам сохранения биоразнообразия.
Приоритетным направлением в решении экологических и, следовательно, социальных задач являются разработка и реализация программ по охране окружающей среды и экологической безопасности в области.
С 2003 по 2005 год из средств областною бюджета осуществляется финансирование областных целевых программ «Восстановление и охрана водных объектов Амурской области на 2003-2007 годы» и «Охрана окружающей среды в Амурской области на 2003-2007 гг.», которые призваны, решать проблемы, связанные с охранной окружающей среды. Но с принятием Федерального закона оч 28.07.2004 № 83-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» и Федерального закона от 04.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» реализация данных программ не представляется возможной.
В связи с вышеуказанным разработана настоящая программа, соответствующая полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
3. Цель, задачи и сроки реализации программы