Недействующий

Об областной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» (с изменениями на 12 октября 2007 года) (Утратил силу)

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

   

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие  села до 2010  года».  Признаны актуальность и необходимость принятия  действенных  мер  по улучшению  условий  жизнедеятельности сельского населения, обеспечению его интересов в жилищной сфере. За последние тринадцать   лет   в  области    в   результате   резкого    спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли   значительно пострадала социальная сфера на селе,  которая находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по  уровню и условиям жизни.

На территории области в 1990 году в сельской местности введено в эксплуатацию жилья 191,6 тысячи кв. м. За последние 13 лет объемы ввода  жилья на селе снизились более чем в 9 раз и составили в 2003  году 15,8 тысячи квадратных метров. Большая доля вновь построенного жилья приходится на районные центры.

Основная часть сельского жилищного фонда имеет низкий уровень коммунальных удобств. Так, водопровод есть в 31 проценте сельских жилых домов, центральное отопление - в 32, канализация - в 29 процентах, горячее водоснабжение - в 15 процентах. С каждым годом проблема обеспечения сельского населения коммунальными удобствами усугубляется. Работающее с истекшими сроками амортизации оборудование, обеспечивающее эти удобства, постоянно выходит из строя, в последнее время жилье с коммунальными удобствами на селе практически не вводилось.

Проблематичным остается водоснабжение сельских населенных пунктов. Основным источником водоснабжения сельского населения, объектов жилищно-коммунального, социально-бытового назначения на селе являются подземные воды, водоотбор из которых осуществляется частично через шахтные колодцы и в значительных объемах водозаборными скважинами.

Срок эксплуатации большинства водозаборных скважин превысил 20-25 лет, требуются их ремонт и реконструкция. В отдельных селах водоснабжение жителей осуществляется привозной водой, там необходимо строительство водозаборов.

(Абзац в редакции Закона Амурской области от 31 мая 2007 года № 338-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

Положение с водоснабжением осложнено еще и тем, что практически все системы водоснабжения не имеют необходимых для улучшения качества воды сооружений и технического оборудования, в результате чего сельское население вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

На основании Закона Амурской области от 01.02.99 № 124-ОЗ «О плате за пользование водными объектами» (в ред. Законов Амурской области от 24.11.2000 № 273-ОЗ, от 11.01.2002 № 61-ОЗ, от 15.01.2003 № 176-ОЗ, от 28.11.2003 № 264-ОЗ, от 14.05.2004 № 320-ОЗ) по областной целевой программе «Строительство, восстановление и ликвидация водозаборов в сельских населенных пунктах» на решение указанной проблемы в 2000-2003 годах из областного бюджета выделено, - 26,4 млн.рублей, что позволило в 143 сельских населенных пунктах восстановить 224 скважины и построить 18 новых.

Принятая на 2004 год областная программа позволит с затратами областного бюджета в сумме 10 млн.рублей в 12 районах области дополнительно восстановить 65 скважин и построить 3 новых.

Настоящая программа позволит за счет привлечения средств федерального, областного, муниципального и внебюджетных источников до 2010 года значительно улучшить водоснабжение на селе.

К началу 2003 года 2,2 тыс.км воздушных электрических линий и 534 трансформаторных подстанции, находящиеся на балансе предприятий в сельской местности, отработали нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация становится опасной. Бесконтрольная ситуация на рынке лома цветных металлов явилась предпосылкой разрушения, разграбления многих объектов энергетики на селе.

Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного, информационного поля или вообще находится в обстановке информационной изоляции. В 124 сельских поселениях телефонная связь отсутствует, более половины учреждений социальной сферы и торгово-бытового обслуживания не телефонизированы.

Телефонная сеть в сельских поселениях физически и морально устарела. В области в 2003 году насчитывалось 247 телефонных станций в сельской местности, что на 10 процентов меньше, чем в 1990 году. Число переговорных пунктов междугородней телефонной связи за тот же период сократилось на 186 единиц. Обеспеченность телефонными аппаратами в сельской местности более чем в два раза ниже, чем в городской.

Сельская дорожно-транспортная сеть отстает от растущих потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса. Из всех сельских автомобильных дорог только 6 процентов имеют черное покрытие, 51 процент - гравийное и 43 процента - грунтовое. В 28 сельских населенных пунктах области отсутствует автобусное сообщение. На начало 2003 года в сельской местности насчитывалось 184 автобусных маршрута, что на 68 маршрутов меньше, чем в 1990 году.

По заданию управления автомобильных дорог «Амурупрадор» Хабаровский филиал ОАО «ГИПРОДОРНИИ» разработал программу приведения сельских дорог Амурской области в нормативное состояние с целью перевода их в сеть дорог общего пользования до 2010 года.

Основанием для разработки вышеназванной программы является приказ Российского дорожного агентства от 24.09.99 № 87.

Исходя из вышеуказанной программы, утвержденной Правительством области, в 2001-2003 годах на приведение в нормативное техническое состояние сельских автомобильных дорог из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций было выделено 49,3 млн.рублей, что позволило перевести 32,1 км сельских дорог в дороги общего пользования и передать их на содержание управлению «Амурупрадор».

В 2004 году на эти мероприятия направляется 17,7 млн.рублей из федерального бюджета и 2,1 млн.рублей из территориального дорожного фонда, намечено привести в нормативное техническое состояние и передать в сеть общего пользования 8,7 км сельских автомобильных дорог. к Ухудшается демографическая ситуация на селе. С 1992 года численность сельского населения сократилась на 3,6 процента. Число родившихся на 1000 человек общей численности населения в 2001 году сократилось по сравнению с 1990 годом на 42 процента, число умерших увеличилось в 1,6 раза.

Сохраняется тенденция сокращения трудовых кадров на предприятиях сельского хозяйства. Численность работающих на сельскохозяйственных предприятиях по сравнению с 1990 годом уменьшилась на 54,7 тыс. человек (71 процент) и в настоящее время не превышает 21 тыс. человек.

Ухудшается качественный и количественный состав кадров сельского хозяйства со средним специальным образованием и начальным профессиональным образованием. По сравнению с 1990 годом удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился на 24 процента, специалистов со средним специальным образованием (агрономов, зоотехников, ветеринаров, механизаторов, бухгалтеров и т.д.) - на 68 процентов.

Исходя из концепции социально-экономического развития области на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села требуется проведение упреждающих мероприятий. Необходимость разработки и реализации настоящей программы обусловлена:

1) социально-политической остротой проблемы и ее областным значением. Для устойчивого социально-экономического развития сельских поселений и эффективного функционирования агропромышленного комплекса области нужна государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры, а также несельскохозяйственных видов деятельности, расширения рынка труда и активизации человеческого потенциала на селе;

2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению законодательных и исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, предприятий и организаций агропромышленного комплекса и других ведомств;

3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.