Об областной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года»
(с изменениями на 12 октября 2007 года)
(Утратил силу)
________________________________________________________
Утратил силу на основании:
Закона Амурской области от 28 ноября 2008 года № 132-ОЗ
________________________________________________________
________________________________________________________
Документ с изменениями внесенными:
Законом Амурской области от 28 декабря 2004 года № 398-ОЗ
Законом Амурской области от 23 декабря 2005 года № 128-ОЗ
Законом Амурской области от 13 декабря 2006 года № 263-ОЗ
Законом Амурской области от 31 мая 2007 года № 338-ОЗ
Законом Амурской области от 12 октября 2007 года № 400-ОЗ
________________________________________________________
Принят Амурским областным
Советом народных депутатов
12 ноября 2004 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года» (прилагается).
Статья 2
Губернатору области при формировании областного бюджета на 2005-2010 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных областной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года».
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.
Губернатор Амурской области
Л.В.Коротков
г.Благовещенск
26 ноября 2004 года
№ 381-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Социальное развитие села до 2010 года»
Наименование программы | Областная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» | |||
Основание для | Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «Социальное развитие села до 2010 года» | |||
Государственный заказчик-координатор программы | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства | |||
Государственные заказчики программы | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства; исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере промышленности, транспорта и связи; управление «Амурупрадор» | |||
Основные разработчики программы | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства; исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере экономического развития; исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере промышленности, транспорта и связи; управление «Амурупрадор» | |||
Цели программы | Создание правовых, организационных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий; расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики; создание основ для повышения престижа проживания в сельской местности | |||
Задачи программы | Стимулирование привлечения и закрепления для работы в секторах сельской экономики выпускников высших учебных заведений и средних профессиональных заведений, молодых специалистов; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание рабочих мест; развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности; улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов, повышение уровня и качества водо- и электроснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью; расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог | |||
Сроки реализации программы | 2005-2010 годы | |||
Основные мероприятия программы | Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: жилищное строительство, водоснабжение, электрификация, дорожное строительство, телекоммуникационная связь, информационно-консультационное обслуживание сельского населения, в том числе обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов. Реализация мероприятий обеспечит: улучшение жилищных условий сельского населения; повышение уровня и качества водо- и электроснабжения сельских поселений; расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог; обеспечение телефонной и телекоммуникационной связью; развитие информационно-консультационного обслуживания сельского населения; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест | |||
Исполнители основных мероприятий программы | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства - координатор; исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере промышленности, транспорта и связи; ОАО «Амурэнерго»; ОАО «Дальсвязь»; управление «Амурупрадор»; органы местного самоуправления; строительные и проектные организации | |||
Объемы и источники финансирования программы | Общая сумма расходов на реализацию программы - 1339,6 млн.рублей, в том числе: | |||
Ожидаемые результаты реализации программы | Реализация программы позволит: улучшить жилищные условия 880 сельским семьям , в том числе обеспечить доступным жильем не менее 400 молодых семей и молодых специалистов (ввод и приобретение 55,7 тысячи квадратных метров жилья); повысить уровень обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой (ввод в эксплуатацию 36 новых водозаборов и 26 станций водоподготовки, ремонт 575 водозаборных скважин); улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией (реконструкция 527 км низковольтных, 482 км высоковольтных сетей и реконструкция мощностей на 62 подстанциях); привести в нормативно-техническое состояние 126,1 км автомобильных дорог за счет реконструкции и нового строительства, расширить сеть автомобильных дорог общего пользования связывающих сельские населенные пункты (114,1км); обеспечить около 22 тысяч дополнительных и модифицированных сельских номеров телефонной связи; создать условия для развития сети информационно-консультационного обслуживания сельского населения | |||
Контроль за исполнением программы | Контроль за ходом реализации программы осуществляет исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства |
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года». Признаны актуальность и необходимость принятия действенных мер по улучшению условий жизнедеятельности сельского населения, обеспечению его интересов в жилищной сфере. За последние тринадцать лет в области в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли значительно пострадала социальная сфера на селе, которая находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.
На территории области в 1990 году в сельской местности введено в эксплуатацию жилья 191,6 тысячи кв. м. За последние 13 лет объемы ввода жилья на селе снизились более чем в 9 раз и составили в 2003 году 15,8 тысячи квадратных метров. Большая доля вновь построенного жилья приходится на районные центры.
Основная часть сельского жилищного фонда имеет низкий уровень коммунальных удобств. Так, водопровод есть в 31 проценте сельских жилых домов, центральное отопление - в 32, канализация - в 29 процентах, горячее водоснабжение - в 15 процентах. С каждым годом проблема обеспечения сельского населения коммунальными удобствами усугубляется. Работающее с истекшими сроками амортизации оборудование, обеспечивающее эти удобства, постоянно выходит из строя, в последнее время жилье с коммунальными удобствами на селе практически не вводилось.
Проблематичным остается водоснабжение сельских населенных пунктов. Основным источником водоснабжения сельского населения, объектов жилищно-коммунального, социально-бытового назначения на селе являются подземные воды, водоотбор из которых осуществляется частично через шахтные колодцы и в значительных объемах водозаборными скважинами.
Срок эксплуатации большинства водозаборных скважин превысил 20-25 лет, требуются их ремонт и реконструкция. В отдельных селах водоснабжение жителей осуществляется привозной водой, там необходимо строительство водозаборов.
(Абзац в редакции Закона Амурской области от 31 мая 2007 года № 338-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
Положение с водоснабжением осложнено еще и тем, что практически все системы водоснабжения не имеют необходимых для улучшения качества воды сооружений и технического оборудования, в результате чего сельское население вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
На основании Закона Амурской области от 01.02.99 № 124-ОЗ «О плате за пользование водными объектами» (в ред. Законов Амурской области от 24.11.2000 № 273-ОЗ, от 11.01.2002 № 61-ОЗ, от 15.01.2003 № 176-ОЗ, от 28.11.2003 № 264-ОЗ, от 14.05.2004 № 320-ОЗ) по областной целевой программе «Строительство, восстановление и ликвидация водозаборов в сельских населенных пунктах» на решение указанной проблемы в 2000-2003 годах из областного бюджета выделено, - 26,4 млн.рублей, что позволило в 143 сельских населенных пунктах восстановить 224 скважины и построить 18 новых.
Принятая на 2004 год областная программа позволит с затратами областного бюджета в сумме 10 млн.рублей в 12 районах области дополнительно восстановить 65 скважин и построить 3 новых.
Настоящая программа позволит за счет привлечения средств федерального, областного, муниципального и внебюджетных источников до 2010 года значительно улучшить водоснабжение на селе.
К началу 2003 года 2,2 тыс.км воздушных электрических линий и 534 трансформаторных подстанции, находящиеся на балансе предприятий в сельской местности, отработали нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация становится опасной. Бесконтрольная ситуация на рынке лома цветных металлов явилась предпосылкой разрушения, разграбления многих объектов энергетики на селе.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного, информационного поля или вообще находится в обстановке информационной изоляции. В 124 сельских поселениях телефонная связь отсутствует, более половины учреждений социальной сферы и торгово-бытового обслуживания не телефонизированы.
Телефонная сеть в сельских поселениях физически и морально устарела. В области в 2003 году насчитывалось 247 телефонных станций в сельской местности, что на 10 процентов меньше, чем в 1990 году. Число переговорных пунктов междугородней телефонной связи за тот же период сократилось на 186 единиц. Обеспеченность телефонными аппаратами в сельской местности более чем в два раза ниже, чем в городской.
Сельская дорожно-транспортная сеть отстает от растущих потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса. Из всех сельских автомобильных дорог только 6 процентов имеют черное покрытие, 51 процент - гравийное и 43 процента - грунтовое. В 28 сельских населенных пунктах области отсутствует автобусное сообщение. На начало 2003 года в сельской местности насчитывалось 184 автобусных маршрута, что на 68 маршрутов меньше, чем в 1990 году.
По заданию управления автомобильных дорог «Амурупрадор» Хабаровский филиал ОАО «ГИПРОДОРНИИ» разработал программу приведения сельских дорог Амурской области в нормативное состояние с целью перевода их в сеть дорог общего пользования до 2010 года.
Основанием для разработки вышеназванной программы является приказ Российского дорожного агентства от 24.09.99 № 87.
Исходя из вышеуказанной программы, утвержденной Правительством области, в 2001-2003 годах на приведение в нормативное техническое состояние сельских автомобильных дорог из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций было выделено 49,3 млн.рублей, что позволило перевести 32,1 км сельских дорог в дороги общего пользования и передать их на содержание управлению «Амурупрадор».
В 2004 году на эти мероприятия направляется 17,7 млн.рублей из федерального бюджета и 2,1 млн.рублей из территориального дорожного фонда, намечено привести в нормативное техническое состояние и передать в сеть общего пользования 8,7 км сельских автомобильных дорог. к Ухудшается демографическая ситуация на селе. С 1992 года численность сельского населения сократилась на 3,6 процента. Число родившихся на 1000 человек общей численности населения в 2001 году сократилось по сравнению с 1990 годом на 42 процента, число умерших увеличилось в 1,6 раза.
Сохраняется тенденция сокращения трудовых кадров на предприятиях сельского хозяйства. Численность работающих на сельскохозяйственных предприятиях по сравнению с 1990 годом уменьшилась на 54,7 тыс. человек (71 процент) и в настоящее время не превышает 21 тыс. человек.
Ухудшается качественный и количественный состав кадров сельского хозяйства со средним специальным образованием и начальным профессиональным образованием. По сравнению с 1990 годом удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился на 24 процента, специалистов со средним специальным образованием (агрономов, зоотехников, ветеринаров, механизаторов, бухгалтеров и т.д.) - на 68 процентов.
Исходя из концепции социально-экономического развития области на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села требуется проведение упреждающих мероприятий. Необходимость разработки и реализации настоящей программы обусловлена:
1) социально-политической остротой проблемы и ее областным значением. Для устойчивого социально-экономического развития сельских поселений и эффективного функционирования агропромышленного комплекса области нужна государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры, а также несельскохозяйственных видов деятельности, расширения рынка труда и активизации человеческого потенциала на селе;
2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению законодательных и исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, предприятий и организаций агропромышленного комплекса и других ведомств;
3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений;
сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ повышения престижа проживания в сельской местности, создание правовых, организационных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечить более высокий уровень социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
создание условий обеспеченности жильем как стимулирующего фактора привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
повышение уровня и качества водо- и электроснабжения сельских поселений;
обеспечение сельских поселений телефонной и телекоммуникационной связью;
развитие информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;
расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог;
повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и новых рабочих мест.
Основные пути решения программных задач:
приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских поселений на федеральном, региональном и местном уровнях;
разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
разработка и внедрение в сельском строительстве экономичных проектов жилых домов, удешевление сельского жилищно-гражданского строительства путем использования новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, в том числе, строительство жилья «под ключ»;