Недействующий


ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 05 июля 2001 года № 23-О3

О пожарной безопасности

(с изменениями на 01 марта 2004 года)
(Утратил силу)    
_________________________________________________________
Утратил силу на основании:
Закона Амурской области от 08 февраля 2005 года № 432-ОЗ
_________________________________________________________

           

_________________________________________________________

Документ с изменениями внесенными:

     Законом Амурской области от 01 марта 2004 года № 304-ОЗ
_________________________________________________________

Принят Амурским областным
      Советом народных депутатов
      21 июня 2001 г.

Настоящий Закон разработан в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности", Уставом (основным Законом) Амурской области и регулирует вопросы пожарной безопасности в области.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийноспасательных работ.


Статья 2. Правовая основа обеспечения пожарной безопасности


Правовой основой обеспечения пожарной безопасности в Амурской области являются Конституция Российской Федерации, федеральные законодательные и иные нормативные правовые акты. Устав (основной Закон) Амурской области, настоящий Закон, законодательные и иные нормативные правовые акты области, нормативные акты органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты в сфере пожарной безопасности, принимаемые органами государственной власти области, не могут противоречить настоящему Закону.


Глава II. Пожарная охрана

Статья 3. Виды и основные задачи пожарной охраны в области

     Организацию предупреждения и тушение пожаров в области осуществляют:

     государственная противопожарная служба;

     ведомственная пожарная охрана;

     добровольная пожарная охрана;

     объединения пожарной охраны.

     Основными задачами пожарной охраны в сфере пожарной безопасности являются:

     организация предупреждения пожаров;

     тушение пожаров.


Статья 4. Основы организации деятельности пожарной охраны

     

Основным видом пожарной охраны в области является государственная противопожарная служба.

В систему государственной противопожарной службы на территории области входят управление государственной противопожарной службы управления внутренних дел области и подчиненные ему подразделения и предприятия.

Органом управления государственной противопожарной службой на территории области является управление государственной противопожарной службы управления внутренних дел области (далее - управление государственной противопожарной службы). Управление государственной противопожарной службы - самостоятельное оперативное структурное подразделение управления внутренних дел области.

Администрация области и органы местного самоуправления могут заключать с управлением государственной противопожарной службы договоры о создании и содержании за счет средств соответствующих бюджетов подразделений по пожарной охране населенных пунктов области.

Минимальная численность указанных подразделений устанавливается из расчета одна единица личного состава государственной противопожарной службы на каждые 650 человек населения.

Предприятия могут заключать с управлением государственной противопожарной службы договоры о создании объектовых подразделений пожарной охраны. Создание объектовых подразделений пожарной охраны для отдельных категорий предприятий осуществляется в обязательном порядке. Перечень и порядок содержания таких предприятий утверждаются Правительством Российской Федерации.

Предприятия в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны и добровольной пожарной охраны.

Органы местного самоуправления для предупреждения и тушения пожаров на территории муниципального образования могут создавать муниципальную пожарную службу. Муниципальная пожарная служба организуется в виде добровольной или ведомственной пожарной охраны и осуществляется подразделениями, созданными в порядке, установленном для этих видов пожарной охраны.

Статья 5. Государственная противопожарная служба,
 ее полномочия, права и обязанности

     
     Государственная противопожарная служба:  

  

вносит в Администрацию области, областной Совет народных депутатов предложения о принятии нормативных правовых актов по пожарной безопасности, а также самостоятельно в пределах своей компетенции устанавливает требования пожарной безопасности в соответствии со спецификой и пожарной опасностью отдельных предприятий и населенных пунктов;

вносит в органы государственной власти области и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;

проводит обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений юридических лиц, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности;

получает от должностных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы по вопросам обеспечения пожарной безопасности и копии с них;

входит беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

участвует с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

рассматривает и согласовывает в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов на территории области при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;

проводит на предприятиях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой этими предприятиями проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;

дает руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

приостанавливает полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов;

производит в соответствии с федеральным законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

вызывает в управление и подразделения государственной противопожарной службы должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получает от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;

налагает в соответствии с федеральным законодательством административные взыскания на граждан, должностных, юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в сфере пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственной противопожарной службы;

производит работы и оказывает услуги предприятиям и гражданам (физическим лицам) в сфере пожарной безопасности, в том числе и на платной основе, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

создает предприятия по выполнению работ и оказанию услуг предприятиям и гражданам в сфере пожарной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Администрацией области;

организует и осуществляет в установленном порядке охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, другие работы и услуги в сфере пожарной безопасности;

осуществляет тушение пожаров;

координирует деятельность других видов пожарной охраны;

осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для пожарной охраны, в том числе на договорной основе.

Должностные лица органов управления и подразделений государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или предприятий с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей.

Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется органами охраны лесного хозяйства, а на подземных объектах и при ведении взрывных работ - органами горного и промышленного надзора.

Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов управления и подразделений государственной противопожарной службы обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов управления и подразделений государственной противопожарной службы при осуществлении ими государственного пожарного надзора. При этом вмешательство иных должностных лиц в их деятельность не допускается.

Статья 6. Гарантии правовой и социальной защиты
личного состава государственной противопожарной службы

     
     На личный состав государственной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами гарантии правовой и социальной защиты и льготы.


Статья 7. Ведомственная, добровольная пожарная
охрана и противопожарные формирования

     
     Порядок регистрации добровольных пожарных, создания подразделений (дружин, команд, частей) добровольной пожарной охраны, подготовки личного состава и организации службы устанавливает государственная противопожарная служба.     

На предприятиях могут быть созданы противопожарные формирования в виде пожарно-технических комиссий, пожарных дружин, пожарных команд, а в школах области и детских спортивно-оздоровительных лагерях - добровольные дружины (команды) юных пожарных. Положения о противопожарных формированиях утверждаются государственной противопожарной службой. Противопожарные формирования не относятся к добровольной пожарной охране.

Наряду с коллективными формами участия в деятельности по предотвращению пожаров отдельные граждане могут в установленном порядке осуществлять общественный контроль за соблюдением требований пожарной безопасности.

Работникам добровольной и ведомственной пожарной охраны, внештатным инспекторам по пожарному надзору органами местного самоуправления и предприятиями могут предоставляться льготы и социальные гарантии.


Статья 8. Комиссия по пожарной безопасности

    
      Комиссия по пожарной безопасности при Администрации области (далее - комиссия) является координационным органом, обеспечивающим согласованность работы Администрации области, органов местного самоуправления, ведомств, служб, общественных объединений, предприятий, иных юридических лиц по формированию и реализации государственной политики в сфере обеспечения пожарной безопасности.


В состав комиссии входят представители структурных подразделений Администрации области, управления внутренних дел области, управления государственной противопожарной службы, территориальных органов федеральной власти (по согласованию).

Положение о  комиссии  и  ее  персональном  составе утверждается губернатором Амурской области.

(Абзац в редакции  Закона Амурской области от 01 марта 2004 года № 304-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)


Деятельность комиссии обеспечивает государственная противопожарная служба области.


Глава III. Обеспечение пожарной безопасности

Статья 9. Обеспечение пожарной безопасности


     1. Обеспечение пожарной безопасности является составной частью деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, предприятий, их должностных лиц и работников. Это требование должно быть отражено в должностных инструкциях и в трудовых договорах (контрактах).


2. Обеспечение пожарной безопасности возлагается на:

органы государственной власти области и органы местного самоуправления;

руководителей предприятий или уполномоченных ими лиц, если иное не предусмотрено соответствующим договором (контрактом). Возложение ответственности по обеспечению пожарной безопасности на уполномоченных лиц не снимает такой ответственности с самих руководителей;

органы архитектуры, заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации при проектировании и застройке территорий, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;

собственников имущества, арендаторов и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумов. Обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендуемых помещений и иного имущества отражаются как одно из условий в договоре аренды.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»