Недействующий


ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 11 января  2002 года № 62-ОЗ

Об областной целевой программе воспроизводства лесов на 2002-2005 годы

(с изменениями на 11 сентября 2004 года)

(Утратил силу)  

_________________________________________________________
Утратил силу на основании:
Закона Амурской области от 14 марта 2005 года № 452-ОЗ
_________________________________________________________

_________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Амурской области от 27 апреля 2002 года № 103-ОЗ

Законом Амурской области от 11 сентября 2004 года № 350-ОЗ

_________________________________________________________

Принят Амурским областным
Советом народных депутатов
27 декабря 2001 года

Статья 1


Утвердить областную целевую программу воспроизводства лесов на 2002-2005 годы (приложение).



Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.



Глава Администрации
Амурской области
Л.В.Коротков

     г. Благовещенск
     11 января 2002 года
     № 62-ОЗ

Приложение
к Закону Амурской области
от 11 января 2002 г. № 62-ОЗ


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ВОСПРОИЗВОДСТВА
ЛЕСОВ НА 2002-2005 ГОДЫ

ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ
НА 2002 - 2005 ГОДЫ

(В редакции Закона Амурской области от 11 сентября 2004 года № 350-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

Наименование
программы

Областная целевая программа воспроизводства
лесов на 2002-2005 годы

Разработчик       
программы         

Государственный заказчик программы

     
Цели и задач программы         



Основные  показатели        
программы         




Срок реализации   
программы         

Объемы и  источники         
финансирования    

Исполнители  основных   мероприятий    программы         

Ожидаемые  конечные  результаты  программы         



Контроль за реализацией       
программы         

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Амурской области

Департамент агропромышленного комплекса Администрации области

   

Сокращение не покрытых лесом земель, повышение эффективности ведения лесного  хозяйства, сохранение высокой продуктивности лесов и их роли в экологическом оздоровлении области                                      

Лесовосстановление - 119000 га, в т.ч.       
посадка леса 12500 га,
содействие  естественному возобновлению леса 106500  га.
Ввод молодняков в категорию ценных  насаждений - 94000 га.  
Рубки ухода в  молодняках - 19800 га.                       

2002-2005 годы                               


Объем финансирования на выполнение  мероприятий - 58467 тыс. руб., из них:       
областной бюджет 58467 тыс. руб.         

Лесхозы области                              


Увеличение площади покрытых лесом земель лесного фонда на 92 тыс. га, в т.ч.          
хозяйственно-ценных насаждений на 90 тыс. га;
улучшение породного состава лесов            

Контроль за ходом выполнения программы осуществляет департамент агропромышленного комплекса Администрации области

                      


ВВЕДЕНИЕ


Леса Приамурья по своему богатству и разнообразию являются уникальными и имеют большое экологическое, сырьевое, экономическое, социальное значение. Лесные ресурсы являются одним из главных природных потенциалов области. Сохранение и приумножение лесов области являются одной из важнейших задач как на местном, так и на федеральном уровнях.

Программа соответствует нормам Лесного кодекса Российской Федерации, Закона Амурской области "О целевом бюджетном фонде воспроизводства лесов", другим нормативным и законодательным актам по воспроизводству лесов, а также материалам учета лесного фонда на 1 января 2001 года.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Перед главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства щиродных ресурсов России по Амурской области стоит основная задача - повышение качества и эффективности лесовосстановления, обеспечивающее не только сокращение не покрытых лесом площадей, но и улучшение породного состава лесов.

(Абзац в  редакции Закона Амурской области от 11 сентября 2004 года № 350-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)


Мероприятия Программы направлены на обеспечение рационального неистощимого использования лесного фонда и расширенного воспроизводства лесов области, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научнообоснованного, многоцелевого лесопользования.

Учитывая многостороннее значение лесов, Программа имеет экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность.

Основная цель Программы - через систему лесоводственных, организационно-технических и экономических мер уменьшить площадь не покрытых лесом земель, улучшить породный состав лесов и их роль в экологическом оздоровлении области, а также внести вклад в выполнение принятых Россией международных соглашений и обязательств в сфере рационального использования, сохранения и воспроизводства лесов.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЕСНОГО ФОНДА,
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ


Общая площадь земель лесного фонда области по состоянию на 1 января 2001 года составляет 30748,5 тыс. га, или 84,5 процента территории области. В лесном фонде области выделены особо защитные участки в местах расположения источников минеральных вод на площади 57 тыс. га в лесах третьей группы. Общая площадь особо охраняемых территорий составляет 1664,8 тыс. га, или 4,6% территории области, исключены из расчета размера главного пользования лесом 6891,9 тыс. га, в том числе 1204,8 тыс. га резервных лесов, практически не доступных для хозяйственной деятельности. Общая площадь земель лесного фонда увеличилась по сравнению с учетом лесного фонда на 1 января 2000 года на 1,0 тыс. га. Покрытые лесом земли с преобладанием хвойных пород по сравнению с показателями 2000 года увеличились на 8,0 тыс. га. Из общей площади 2965,7 тыс. га земель, не покрытых лесом, 489,0 тыс. га (16,5%) занимают вырубки, 537,9 тыс. га (18,1%) - гари и погибшие насаждения, 460,9 тыс. га (15,5%) - пустыри и прогалины, 1450,7 тыс. га (48,9%) - редины, 27,2 тыс. га - несомкнувшиеся лесные культуры и лесные питомники (0,1%).

Фактическая площадь вырубок по главному пользованию составила в 1997 году 18,2 тыс. га, 1998 году - 11,3 тыс. га, 1999 году - 18,0 тыс. га, 2000 году - 14,5 тыс. га.

Проводимые лесовосстановительные мероприятия по площади значительно больше, чем площадь вырубок по главному пользованию.

В лесах на значительной территории в результате рубок главного пользования и лесных пожаров продолжается нежелательная смена древесных пород, допускается гибель лесных культур.

ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ


Основным направлением в воспроизводстве лесов остаются обязательное лесовосстановление вырубок и гарей и регулируемое с применением различных способов содействия естественное возобновление лесов на не покрытых лесом землях. Необходимым условием воспроизводства лесов следует считать соблюдение лесоводственных требований при лесозаготовках.

По данным учета лесного фонда по состоянию на 1 января 2001 года не покрытые лесом земли в лесном фонде области составили 2965,7 тыс. га, сосредоточены они преимущественно в труднодоступных и малонаселенных районах. Учитывая необходимость восстановления лесов на гарях, вырубках прошлых лет, на площадях погибших лесных культур и ускорения процесса воспроизводства лесов, лесовосстановление в целом по области на 2002-2005 годы планируется в объеме 119 тыс. га, в т.ч. посадка лесных культур 12,5 тыс. га.

(Абзац в  редакции Закона Амурской области от 11 сентября 2004 года № 350-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

Объемы лесовосстановления определены исходя из наличия не покрытых лесом земель, доступных для искусственного лесовосстановления. Так, по состоянию на 1 января 2001 г. площадь не покрытых лесом земель, доступных для искусственного восстановления лесов, составляла 20,9 тыс. га. С учетом ревизионного периода объем лесовосстановления на 2002-2005 годы составляет 8,4 тыс. га.

Для достижения успешного лесовосстановления необходимо:

1) осуществлять финансирование расходов на лесовосстановление за счет областного бюджета;

2) проводить перевод лесокультурного производства на промышленные технологии, обеспечивающие качественную посадку лесных культур и уход за ними с полной механизацией работ;

3) расширить базу лесного семеноводства на селекционной основе, реконструировать существующие постоянные лесные питомники с целью полного обеспечения лесовосстановительных работ качественным посадочным материалом;

4) добиться снижения горимости лесов путем создания пожароустойчивых лесных культур.

Перевод лесного семеноводства на селекционно-генетическую основу поможет решить коренной вопрос повышения жизнеспособности и долговечности создаваемых насаждений.

В лесхозах области на 1 января 2001 года аттестовано 177 га постоянных лесосеменных участков, заложено 20,4 га постоянной лесосеменной плантации, в том числе вегетативного происхождения 12,4 га, семенного происхождения 8 га. Аттестовано и занесено в государственный реестр 150 штук плюсовых деревьев. Аттестация плюсовых деревьев планируется по 10 штук в год. Запланирована закладка постоянных лесосеменных участков (далее - ПЛСУ) посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами.

Для сбережения и сохранения на длительную перспективу генетического фонда лесных пород в Игнашинском лесничестве Урушинского лесхоза имеется генетический резерват сосны обыкновенной площадью 637 га.

Без мощной семенной базы всякое лесовосстановление теряет смысл, поэтому Программой предусмотрены объемы по развитию лесного семеноводства. Годовая потребность в семенах для создания лесных культур по основным лесообразующим породам составляет 500 кг, в том числе семян с постоянной лесосеменной базы (далее - ПЛСБ) 100 кг.

Для переработки семенного сырья в области имеется 8 шишкосушилок. В связи со значительным повышением тарифов на электроэнергию и удаленностью лесхозы переходят на переработку шишки в малогабаритных шишкосушилках.

Выращиванием посадочного материала из семян, собранных с постоянной лесосеменной базы, занимаются южные лесхозы области. В 2002 году планируется довести его до 800 тыс. штук, из них с улучшенными наследственными свойствами 4 тыс. штук.

Настоящей Программой предусматривается ряд мероприятий по повышению плодородия почв в лесных питомниках, по обеспечению их современным технологическим оборудованием, по внедрению высокоэффективных и относительно безопасных средств химии.

В 2002 году в питомниках области будет выращено 11 млн. штук стандартного посадочного материала, который будет использоваться для нужд лесовосстановления и развития лесного семеноводства.

Необходимо провести реконструкцию существующих постоянных питомников в 2002-2005 годах на площади 40 га.

На перспективу планируется внедрить выращивание посадочного материала с закрытой корневой системой. Этот метод позволит вести посадку леса в течение всего вегетационного периода, сократить сроки выращивания посадочного материала.

РУБКИ УХОДА В МОЛОДНЯКАХ И ВЫБОРОЧНЫЕ
САНИТАРНЫЕ РУБКИ


На 2002-2005 годы объем рубок ухода за молодняками предусматривается в размере 19,8 тыс. га.

(Абзац в  редакции Закона Амурской области от 11 сентября 2004 года № 350-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

По данным лесоустройства потенциал промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки, рубки реконструкции и иные рубки, связанные с рубкой малоценных древостоев, а также вырубка древесно - кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции) в лесах области по лесоводственным требованиям составляет 356,6 тыс. куб. м, а расчетный размер по экономическим и транспортным возможностям лесного хозяйства определен в 58 тыс. куб. м, или 16,3%.

В 2000 году при промежуточном пользовании были заготовлены 25,3 тыс. куб. м ликвидной древесины, что составляет 7,1% к расчетному объему по лесоводственным требованиям и 43,6% к расчетному объему по экономическим возможностям.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации расходы на воспроизводство лесов предусмотрено финансировать из средств областного бюджета. На основании Закона Амурской области "О целевом бюджетном фонде воспроизводства лесов" на финансирование Программы направляется 50% средств, поступивших от взимания платежей за пользование лесным фондом и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню. В 2002 - 2005 годах в областной бюджет планируется поступление платежей за пользование лесным фондом в объеме 63467 тыс. рублей, из них 58467 тыс. рублей на финансирование мероприятий областной целевой программы воспроизводства лесов на 2002 - 2005 годы.

(Абзац в  редакции Закона Амурской области от 27 апреля 2002 года № 103-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

Источники финансирования воспроизводства лесов на 2002-2005 годы планируются исходя из реального поступления.

ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЛЕСОВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Реализация Программы обеспечит расширенное воспроизводство лесов Приамурья, повысит их экологический и ресурсный потенциал.

В результате проведения запланированных мероприятий значительно сократятся не покрытые лесом земли и улучшится породный состав наших лесов. За счет ввода молодняков в ценные насаждения не покрытые лесом земли сократятся на 93,5 тыс. га, в том числе лесокультурный фонд уменьшится на 25,5%, на площади 12 тыс. га улучшится породный состав насаждений. Будет создана современная постоянная лесосеменная база, которая станет основным источником элитных семян для воспроизводства ценных пород леса. Лесосеменные плантации будут заложены на площади 8 га, будут отобраны и аттестованы 40 штук плюсовых деревьев.

Реализация Программы позволит обеспечить рациональное и неистощимое лесопользование до 2005 года включительно и создать базу для расширенного воспроизводства лесных ресурсов в последующие годы. На практике будут внедрены современные технологии искусственного лесовосстановления и выращивания посадочного материала.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Государственный  заказчик  программы  - департамент агропромышленного комплекса Администрации области:

(Абзац в  редакции Закона Амурской области от 11 сентября 2004 года № 350-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

обеспечивает выполнение мероприятий, предусмотренных Программой;

заключает договоры с организациями, предприятиями, обществами по обеспечению материальными и техническими ресурсами;

совместно с органами исполнительной власти области разрабатывает нормативно-технические документы, направленные на выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.



Приложение № 1
к областной целевой программе

Таблица № 1
(Таблица в редакции Закона Амурской области от 11 сентября 2004 года № 350-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»