Недействующий


ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 06 июня  2001 года № 4-ОЗ

Об областной целевой программе охраны лесов от пожаров на 2001-2005 годы

(Утратил силу)    
_________________________________________________________
Утратил силу на основании:
Закона Амурской области от 14 марта 2005 года № 452-ОЗ
_________________________________________________________

Принят Амурским областным
Советом народных депутатов
24 мая 2001 года

Статья 1


Утвердить областную целевую программу охраны лесов от пожаров на 2001 - 2005 годы (приложение).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.


Глава Администрации
Амурской области
Л.В.Коротков


     г. Благовещенск
     6 июня 2001 года
     № 4-ОЗ

Приложение
к Закону Амурской области
от 6 июня 2001 г. №4-ОЗ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ОХРАНЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ НА 2001 - 2005 ГОДЫ

Паспорт
областной целевой программы охраны лесов от пожаров на 2001-2005 годы


     Наименование программы - Областная целевая программа охраны лесов от пожаров на 2001 - 2005 годы


Основание для разработки программы - Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральная целевая программа по охране лесов от пожаров на 1999 - 2005 гг.


Государственный заказчик - комитет природных ресурсов по Амурской области


Основные разработчики программы - комитет природных ресурсов по Амурской области, Амурская база авиационной охраны лесов, агропромышленный комитет Администрации области


Цели и задачи программы - повышение уровня противопожарной защиты лесного фонда, своевременное обнаружение и ликвидация лесных пожаров


Сроки реализации программы - 2001 - 2005 годы


Исполнители программы - комитет природных ресурсов по Амурской области, агропромышленный комитет Администрации области, Амурская база авиационной охраны лесов


Объемы и источники финансирования -

общий объем финансирования составляет 232086 тыс. рублей, в том числе:

капитальные вложения 24178 тыс. рублей,

текущие расходы 207908 тыс. рублей, из них:

из федерального бюджета 190133 тыс. рублей,

из бюджета области 18434 тыс. рублей,

собственные средства организаций 23519 тыс. рублей


Ожидаемые результаты - ликвидация 95% пожаров в день обнаружения и снижение ущерба на 15-20%


Контроль над реализацией программы - контроль за ходом работ по выполнению программных мероприятий осуществляют

комитет природных ресурсов по Амурской области,

Амурская база авиационной охраны лесов,

финансовый департамент Администрации области

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Леса области относятся к высокой степени природной и пожарной опасности и ежегодно подвергаются негативному воздействию лесных пожаров. Только за последние пять лет возникли 2152 лесных пожара, а прямой ущерб исчисляется десятками миллионов рублей, увеличилось число крупных лесных пожаров.

Проблема охраны лесов приобрела характер общегосударственной задачи. Однако в условиях дефицита финансирования органы лесного хозяйства не могут обеспечивать необходимый уровень противопожарной защиты лесов.

Отсутствие средств не позволяет производить своевременную подготовку сил и средств пожаротушения к борьбе с лесными пожарами. Из-за недостаточного финансирования не реализовывается генеральный план противопожарного устройства лесов области, не приобретаются пожарные автоцистерны, вездеходы и противопожарное оборудование. Не осуществляется установка новых пожарно-наблюдательных вышек, не организуются новые пожарно-химические станции, не осуществляется строительство зданий для них, а также авиаотделений, лесных кордонов, гаражей. Снизилась интенсивность авиапатрулирования.

2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации программы

     Целью Программы является повышение эффективности противопожарной охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов путем осуществления организационно-технических мер, совершенствования экономического механизма, улучшения технического обеспечения охраны лесов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить вопросы предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, своевременного обнаружения и ликвидации их в начальной стадии развития, улучшения технического обеспечения противопожарной охраны лесов. Необходимо решать задачи по улучшению работы отряда лесной авиации (снабжение горюче-смазочными материалами, содержание аэродромных служб, ремонт авиатехники).

  В первую очередь намечается обеспечить финансирование следующих программных мероприятий:

обеспечения оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов;

содержания сил и средств пожаротушения;

работ по профилактике лесных пожаров.

Комплекс мероприятий Программы, а также сроки их реализации указаны в приложении № 1.

3. Организация борьбы с лесными пожарами


На региональном уровне управления охраной лесов от пожаров в соответствии с Программой планируются конкретные виды и объемы противопожарных мероприятий, организация работ по тушению лесных пожаров и маневрирование ресурсами внутри области. Используется спутниковая информация о пожарной обстановке в лесах при осуществлении оперативного управления лесопожарными службами.

На местном уровне управления охраной лесов от пожаров конкретизируются место, время и объемы выполняемых видов противопожарных мероприятий, анализируется информация о пожарной опасности на территории лесного фонда и принимаются меры по борьбе с лесными пожарами.

     3.1. Мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров


Более 85% пожаров возникают по вине человека из-за несоблюдения требований правил пожарной безопасности в лесу. Программой предусматривается осуществление комплекса профилактических мероприятий. Это прежде всего организация на телеканалах ежемесячной передачи по лесоохранной тематике и регулярное информирование населения области о пожарной ситуации в лесах и принимаемых мерах по тушению пожаров. Планируются проведение среди школьников конкурсов на тему "Подрост", дальнейшее развитие школьных лесничеств. Программой предусмотрены изготовление и установка 420 шт. средств наглядной агитации (аншлаги, витрины), а также выпуск и распространение 90 тыс. шт. листовок и буклетов. Для разработки плакатов, аншлагов и других средств наглядной агитации должны быть привлечены специалисты по рекламе. Усиление пропагандистской деятельности намечается совместить с ужесточением государственного пожарного надзора в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесов путем активизации деятельности государственной лесной охраны.

3.2. Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров


Одним из наиболее эффективных профилактических мероприятии по ограничению распространения огня в лесу является устройство системы противопожарных барьеров: минерализованных полос, разрывов. Кроме сети противопожарных барьеров, предусмотрены строительство и ремонт лесохозяйственных дорог противопожарного назначения, организация мест отдыха населения.

3.3. Организационно-технические мероприятия


В районах наземной охраны лесов действуют 53 пожарно-химических станции. Кроме того, в составе базы авиационной охраны лесов организованы 4 мехотряда. В области установлены 2 пожарно-наблюдательные вышки, что явно недостаточно. Программой предусматриваются дополнительная организация пожарно-химических станций и установка пожарно-наблюдательных вышек. Потребность в технике, машинах и механизмах приводится в приложении № 2. С учетом сложившегося в области положения с малой авиацией и организацией отряда лесной авиации необходимы финансовые и технические средства для приобретения и ремонта авиатехники, на содержание аэродромов и посадочных площадок.

Одним из перспективных направлений обнаружения лесных пожаров, дополняющим наземное и авиационное обнаружение, является использование информации, получаемой со спутниковых систем. Заключен договор с Дальневосточным центром приема и обработки спутниковой информации. Для достижения максимальной эффективности необходимы создание в области геоинформационного аппаратно-коммуникационного комплекса и приобретение программ обработки цифровой спутниковой информации. Кроме того, для улучшения системы охраны лесов от пожаров требуется провести научно-исследовательские работы по развитию нормативно-правового и организационного обеспечения в этой области. Мероприятия по научно-техническому обеспечению Программы изложены в приложении № 3.

Невозможно оперативно решать вопросы по тушению лесных пожаров без устойчивой работы радиосвязи. Имеющееся количество радиостанций не обеспечивает надежную радиосвязь, кроме того, радиостанции в УКВ-диапазонах устарели. На приобретение радиостанций необходимо 3,1 млн. рублей.

4. Механизм реализации программы


Государственный заказчик Программы - комитет природных ресурсов по Амурской области:

обеспечивает выполнение мероприятий, предусмотренных Программой;

заключает договоры с организациями всех форм собственности по обеспечению материальными и техническими ресурсами;

совместно с исполнительными органами государственной власти разрабатывает нормативные акты, направленные на выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

5. Ожидаемые конечные результаты и эффективность реализации программы


Реализация намеченных программных мероприятий, своевременные инвестиции в охрану лесов позволят стабилизировать среднегодовое число лесных пожаров, возникающих по вине человека, уменьшить среднюю площадь лесного пожара, существенно снизить вероятность возникновения крупных лесных пожаров.

Конечным результатом реализации Программы будут сокращение убытков, причиняемых лесными пожарами лесному хозяйству, сохранение экологического разнообразия лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала.

Определение экономической эффективности использования средств, включаемых в охрану лесов от пожаров, затруднено из-за отсутствия в настоящее время стоимостной оценки природоохранных, климатических, водорегулирующих и социальных функций лесов, не учитывающихся в стоимости продукции и услуг при использовании лесных ресурсов.

         

Таблица № 1

Работы по обустройству лесной территории

Мероприятия

Всего, км

2001 год

2001 -2005 годы

Создание противопожарных барьеров  
(разрывов, минеральных полос и     
т. д.)                             

Уход за противопожарными барьерами

Строительство дорог                
противопожарного назначения        

Уход за дорогами                   
противопожарного назначения        

17290    



33850    


414      

489      

3450    



6765    


82      

97      

13840    



27085    


332      

392      



Таблица № 2

Объемы и источники финансирования
(тыс. рублей в ценах 2000 года)

Показатели

Всего на
2001 -
2005 годы

в том числе по годам

2001 год

2002 - 2005
годы

Капитальные вложения
в том числе:         

Министерство         
природных ресурсов РФ

Агропромышленный     
комитет              
Администрации области

Текущие расходы      
в том числе:         

Министерство         
природных ресурсов РФ
из них:              

научно -             
исследовательские и  
опытно -             
конструкторские      
работы               

собственные средства
лесхозов             

агропромышленный     
комитет              
Администрации области

Итого                
в том числе:         

федеральный бюджет   

бюджет области       

собственные средства

24178    


21400    


2778     



207908   


168733   



370      





23519    


15656    



232086   


190133   

18434    

23519    

4835            


4280            


555             



42475           


34637           



74              





4705            


3133            



47310           


38917           

3688            

4705            

19343          


17120          


2223           



165433         


134096         



296            





18814          


12523          



184776         


151216         

14746          

18814          



Таблица № 3

Организационно-технические мероприятия

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»