от 06 июня 2001 года № 4-ОЗ
Об областной целевой программе охраны лесов от пожаров на 2001-2005 годы
(Утратил силу)
_________________________________________________________
Утратил силу на основании:
Закона Амурской области от 14 марта 2005 года № 452-ОЗ
_________________________________________________________
Принят Амурским областным
Советом народных депутатов
24 мая 2001 года
Утвердить областную целевую программу охраны лесов от пожаров на 2001 - 2005 годы (приложение).
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Глава Администрации
Амурской области
Л.В.Коротков
г. Благовещенск
6 июня 2001 года
№ 4-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ОХРАНЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ НА 2001 - 2005 ГОДЫ
Наименование программы - Областная целевая программа охраны лесов от пожаров на 2001 - 2005 годы
Основание для разработки программы - Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральная целевая программа по охране лесов от пожаров на 1999 - 2005 гг.
Государственный заказчик - комитет природных ресурсов по Амурской области
Основные разработчики программы - комитет природных ресурсов по Амурской области, Амурская база авиационной охраны лесов, агропромышленный комитет Администрации области
Цели и задачи программы - повышение уровня противопожарной защиты лесного фонда, своевременное обнаружение и ликвидация лесных пожаров
Сроки реализации программы - 2001 - 2005 годы
Исполнители программы - комитет природных ресурсов по Амурской области, агропромышленный комитет Администрации области, Амурская база авиационной охраны лесов
Объемы и источники финансирования -
общий объем финансирования составляет 232086 тыс. рублей, в том числе:
капитальные вложения 24178 тыс. рублей,
текущие расходы 207908 тыс. рублей, из них:
из федерального бюджета 190133 тыс. рублей,
из бюджета области 18434 тыс. рублей,
собственные средства организаций 23519 тыс. рублей
Ожидаемые результаты - ликвидация 95% пожаров в день обнаружения и снижение ущерба на 15-20%
Контроль над реализацией программы - контроль за ходом работ по выполнению программных мероприятий осуществляют
комитет природных ресурсов по Амурской области,
Амурская база авиационной охраны лесов,
финансовый департамент Администрации области
Леса области относятся к высокой степени природной и пожарной опасности и ежегодно подвергаются негативному воздействию лесных пожаров. Только за последние пять лет возникли 2152 лесных пожара, а прямой ущерб исчисляется десятками миллионов рублей, увеличилось число крупных лесных пожаров.
Проблема охраны лесов приобрела характер общегосударственной задачи. Однако в условиях дефицита финансирования органы лесного хозяйства не могут обеспечивать необходимый уровень противопожарной защиты лесов.
Отсутствие средств не позволяет производить своевременную подготовку сил и средств пожаротушения к борьбе с лесными пожарами. Из-за недостаточного финансирования не реализовывается генеральный план противопожарного устройства лесов области, не приобретаются пожарные автоцистерны, вездеходы и противопожарное оборудование. Не осуществляется установка новых пожарно-наблюдательных вышек, не организуются новые пожарно-химические станции, не осуществляется строительство зданий для них, а также авиаотделений, лесных кордонов, гаражей. Снизилась интенсивность авиапатрулирования.
Целью Программы является повышение эффективности противопожарной охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов путем осуществления организационно-технических мер, совершенствования экономического механизма, улучшения технического обеспечения охраны лесов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить вопросы предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, своевременного обнаружения и ликвидации их в начальной стадии развития, улучшения технического обеспечения противопожарной охраны лесов. Необходимо решать задачи по улучшению работы отряда лесной авиации (снабжение горюче-смазочными материалами, содержание аэродромных служб, ремонт авиатехники).
В первую очередь намечается обеспечить финансирование следующих программных мероприятий:
обеспечения оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов;
содержания сил и средств пожаротушения;
работ по профилактике лесных пожаров.
Комплекс мероприятий Программы, а также сроки их реализации указаны в приложении № 1.
На региональном уровне управления охраной лесов от пожаров в соответствии с Программой планируются конкретные виды и объемы противопожарных мероприятий, организация работ по тушению лесных пожаров и маневрирование ресурсами внутри области. Используется спутниковая информация о пожарной обстановке в лесах при осуществлении оперативного управления лесопожарными службами.
На местном уровне управления охраной лесов от пожаров конкретизируются место, время и объемы выполняемых видов противопожарных мероприятий, анализируется информация о пожарной опасности на территории лесного фонда и принимаются меры по борьбе с лесными пожарами.
Более 85% пожаров возникают по вине человека из-за несоблюдения требований правил пожарной безопасности в лесу. Программой предусматривается осуществление комплекса профилактических мероприятий. Это прежде всего организация на телеканалах ежемесячной передачи по лесоохранной тематике и регулярное информирование населения области о пожарной ситуации в лесах и принимаемых мерах по тушению пожаров. Планируются проведение среди школьников конкурсов на тему "Подрост", дальнейшее развитие школьных лесничеств. Программой предусмотрены изготовление и установка 420 шт. средств наглядной агитации (аншлаги, витрины), а также выпуск и распространение 90 тыс. шт. листовок и буклетов. Для разработки плакатов, аншлагов и других средств наглядной агитации должны быть привлечены специалисты по рекламе. Усиление пропагандистской деятельности намечается совместить с ужесточением государственного пожарного надзора в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесов путем активизации деятельности государственной лесной охраны.
Одним из наиболее эффективных профилактических мероприятии по ограничению распространения огня в лесу является устройство системы противопожарных барьеров: минерализованных полос, разрывов. Кроме сети противопожарных барьеров, предусмотрены строительство и ремонт лесохозяйственных дорог противопожарного назначения, организация мест отдыха населения.
В районах наземной охраны лесов действуют 53 пожарно-химических станции. Кроме того, в составе базы авиационной охраны лесов организованы 4 мехотряда. В области установлены 2 пожарно-наблюдательные вышки, что явно недостаточно. Программой предусматриваются дополнительная организация пожарно-химических станций и установка пожарно-наблюдательных вышек. Потребность в технике, машинах и механизмах приводится в приложении № 2. С учетом сложившегося в области положения с малой авиацией и организацией отряда лесной авиации необходимы финансовые и технические средства для приобретения и ремонта авиатехники, на содержание аэродромов и посадочных площадок.
Одним из перспективных направлений обнаружения лесных пожаров, дополняющим наземное и авиационное обнаружение, является использование информации, получаемой со спутниковых систем. Заключен договор с Дальневосточным центром приема и обработки спутниковой информации. Для достижения максимальной эффективности необходимы создание в области геоинформационного аппаратно-коммуникационного комплекса и приобретение программ обработки цифровой спутниковой информации. Кроме того, для улучшения системы охраны лесов от пожаров требуется провести научно-исследовательские работы по развитию нормативно-правового и организационного обеспечения в этой области. Мероприятия по научно-техническому обеспечению Программы изложены в приложении № 3.
Невозможно оперативно решать вопросы по тушению лесных пожаров без устойчивой работы радиосвязи. Имеющееся количество радиостанций не обеспечивает надежную радиосвязь, кроме того, радиостанции в УКВ-диапазонах устарели. На приобретение радиостанций необходимо 3,1 млн. рублей.
Государственный заказчик Программы - комитет природных ресурсов по Амурской области:
обеспечивает выполнение мероприятий, предусмотренных Программой;
заключает договоры с организациями всех форм собственности по обеспечению материальными и техническими ресурсами;
совместно с исполнительными органами государственной власти разрабатывает нормативные акты, направленные на выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
Реализация намеченных программных мероприятий, своевременные инвестиции в охрану лесов позволят стабилизировать среднегодовое число лесных пожаров, возникающих по вине человека, уменьшить среднюю площадь лесного пожара, существенно снизить вероятность возникновения крупных лесных пожаров.
Конечным результатом реализации Программы будут сокращение убытков, причиняемых лесными пожарами лесному хозяйству, сохранение экологического разнообразия лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала.
Определение экономической эффективности использования средств, включаемых в охрану лесов от пожаров, затруднено из-за отсутствия в настоящее время стоимостной оценки природоохранных, климатических, водорегулирующих и социальных функций лесов, не учитывающихся в стоимости продукции и услуг при использовании лесных ресурсов.
Таблица № 1
Мероприятия | Всего, км | 2001 год | 2001 -2005 годы |
Создание противопожарных барьеров | 17290 | 3450 | 13840 |
Таблица № 2
Показатели | Всего на | в том числе по годам | |
2001 год | 2002 - 2005 | ||
Капитальные вложения | 24178 | 4835 | 19343 |
Таблица № 3