№ п/п | Уровень образования | Количество образовательных учреждений | Численность обучающихся | |||
1 | Дошкольное | 359 | 28044 | |||
2 | Общее в том числе: | 467 | 132094 | |||
| начальные школы | 83 | 2815 | |||
| основные школы | 46 | 3768 | |||
| средние (полные) школы | 330 | 124108 | |||
| учреждения интернатного типа | 8 | 1403 | |||
3 | Вечернее (сменное) | 84 | 3966 | |||
| школы | 14 | 3061 | |||
| учебно-консультационные пункты | 70 | 905 | |||
4 | Начальное профессиональное | 27 | 11619 | |||
5 | Среднее профессиональное | 23 | 15268 | |||
6 | Высшее профессиональное | 5 | 18099 | |||
7 | Дополнительное | 83 | 52782 | |||
учреждения дополнительного образования | 76 | 51797 | ||||
| учебно-производственные комбинаты | 7 | 985 |
В области происходит диверсификация образовательных учреждений по уровням и типам. Устойчиво функционируют 6 гимназий, 4 лицея, 3 колледжа и 1 частная школа, в которых получают общее образование 6% учащихся.
Уникальной образовательной сферой, охватывающей 81,5% общеобразовательных учреждений области, являются образовательные учреждения сельской местности, в них обучаются 50,1% всех учащихся.
Учреждения дополнительного образования продолжают способствовать обогащению культуры и традиций воспитания детей.
Для начального профессионального образования введены новый значительно сокращённый перечень профессий и новые государственные стандарты. Учреждения начального профессионального образования работают по новому базисному учебному плану.
Сегодня в системе образования области трудятся около 18000 педагогов.
Система среднего и высшего педагогического образования представлена тремя колледжами и педагогическим университетом. Педагогические колледжи реализуют программы подготовки базового и повышенного уровня, осуществляют подготовку педагогов по 8 специальностям, педагогический университет - по 19.
По сравнению с 1991 годом количество учащихся в педагогических колледжах сократилось на 150 человек, что вызвано уменьшением бюджетного финансирования этих учреждений.
Система среднего специального педагогического образования сумела адаптироваться к новым условиям, проявила жизнеспособность и определённую социальную стабильность.
Относительная краткость сроков обучения в колледжах, внедрение новых педагогических технологий, практико-ориентированный характер обучения, открывающиеся возможности продолжения образования обеспечивают устойчивость и конкурентоспособность этих средних учебных заведений на рынке образовательных услуг области.
В системе высшего профессионального образования чётко обозначилась тенденция к интеграции науки и педагогического процесса, развивается нормативная правовая база в системе среднего и высшего педагогического образования.
Послевузовское педагогическое профессиональное образование области осуществляется Амурским областным институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (далее - ИППК).
За последние 5 лет система повышения квалификации педагогических кадров претерпела достаточно глубокие изменения: укрепился научно-педагогический потенциал ИППК, ведётся исследовательская работа на экспериментальных площадках по современным проблемам обучения и воспитания. Ежегодно в ИППК проходят курсовую подготовку в различных формах очного и очно-заочного обучения более 3 тысяч работников образования, из них планово повышают свою квалификацию около 2,5 тыс. человек и получают дополнительное образование по специальностям педагога-психолога, педагога-валеолога, дефектолога и др. С 1999 года начата подготовка менеджеров образования по специальности "менеджмент в социальной сфере".