Недействующий

Об утверждении целевой программы "Развитие системы образования Амурской области на 2002-2005 годы" (с изменениями на 23 декабря 2005 года)

Анализ состояния образования на селе


Сельская школа в содержании своей деятельности утратила в значительной степени свою специфику и стала ориентироваться на содержание деятельности городской школы. Конечный результат работы школы стал определяться по количеству выпускников, поступивших в вузы, а не вернувшихся после учебы возрождать село. В результате произошло отторжение семьи от школы, сельские жители перестали в массе своей участвовать в ее деятельности, нарушилось чувство единения сельской школы и сельской семьи, школа постепенно утрачивает традицию быть культурным центром села.

В числе причин, характеризующих отставание сельской школы от жизни, следует выделить ряд следующих социально-экономических факторов.

Ухудшение материально-технической базы сельских школ. В области 103 школы нуждаются в капитальном ремонте; в приспособленных зданиях работают 62 учреждения. В 46 сельских школах отсутствуют спортивные залы, 86 сельских школ не имеют мастерских по трудовому обучению. Такое положение сложилось из-за отсутствия во второй половине 90-х годов финансирования из бюджета на ремонт и реконструкцию школьных зданий.

Несмотря на существующие трудности, во второй половине 90-х годов в сельской местности введено в строй 18 школ с общим количеством мест 4685. Однако темпы старения и износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и строительства новых объектов.

Остро стоит проблема обеспеченности школ классно-лабораторным оборудованием, учебно-наглядными пособиями. Износ мебели составляет 70-90%, спортинвентаря - 90%. Только 15 сельских школ имеют современные компьютерные классы. Компьютерная же техника 98 школ исключает возможности дистанционного обучения и подключения к сети Internet.

Из-за недостаточной обеспеченности научно-методической и учебной литературой сужается информационное пространство сельской школы.

Сложные социальные и экономические условия, в которых функционирует сельская школа (спад сельскохозяйственного производства, безработица, свертывание социокультурной сферы, массовое обеднение населения).

За последние 4 года количество школ основного общего образования сократилось на 18%, начального - на 41,8%. Это породило новые проблемы, связанные с подвозом детей. Так, из 280 сел области в 167 школ подвозятся 7833 школьника, из них 1428 - учащиеся начальных классов. Ежедневный километраж составляет 11532 км. Родители не имеют средств на доплату за подвоз своих детей к школе, а потребности в средствах на бензин и транспорт из областного бюджета удовлетворяются только на 27%. Слабо решаемая проблема подвоза учащихся, закрытие малокомплектных школ увеличивают значение школ-интернатов в сельской местности. Сегодня их 11, из них 1 спецшкола, 4 общеобразовательных школы-интерната с 395 учащимися, 4 детских дома с 330 воспитанниками. Экономические и социальные последствия ликвидации малокомплектных школ в ряде случаев могут привести к исчезновению целых деревень в области.

Падение платежеспособности населения, сокращение количества детских садов привели к оттоку детей из дошкольных образовательных учреждений.

Неподготовленность сельского ребенка к школе становится серьезным тормозом в освоении школьной программы, обеспечении преемственности развития ребенка дошкольного и школьного возрастов.

Утрата сельской школой кадровой стабильности. Амурское село испытывает недостаток в педагогических кадрах, ежегодная потребность сельских школ в учителях составляет около 400 педагогов.

Утрата школой основного партнера в осуществлении трудовой подготовки школьников. Складывающаяся в 80-е годы система трудовой подготовки в сельских школах области сегодня разрушена, что повлекло за собой резкое снижение уровня сельскохозяйственных знаний школьников и как следствие привело к низкой социальной адаптации выпускников сельских школ.

Перспективы возрождения сельскохозяйственного воспитания и обучения просматриваются в возрождении зарекомендовавших себя положительно в предыдущие годы учебно-производственных бригад. В области функционируют 114 производственных бригад и 25 полеводческих звеньев учащихся. Они выращивают на площади в 680 га овощеводческую продукцию, которая идет в школьные столовые, детские сады. Учебно-производственными бригадами используется техника, выпущенная в 1981-1991 гг., доставшаяся школам после развала колхозов либо предоставляемая местными обществами, объединениями, товариществами.

Имеющаяся нормативная правовая база не способствует развитию допрофессиональ-ной подготовки учащихся сельских школ, особенно малокомплектных. Материальная база мастерских как металле-, так и деревообработки в последнее десятилетие не обновлялась.

Изменившийся контингент учащихся в школе. Факторы риска, которым сегодня в первую очередь подвержено сельское население (хронические невыплаты зарплаты, безработица, алкоголизация населения), больнее всего ударили по детскому населению. Увеличивается число детей с нарушениями речи, психики, с ослабленным здоровьем, не получивших дошкольное образование.