Воспитание детей и молодежи в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия. Указанные изменения произошли и в области.
Негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи. Отмечается тенденция к увеличению правонарушений среди несовершеннолетних. В 2001 году в области подростками совершено на 20 % больше преступлений по сравнению с предыдущим. К ответственности привлечено около 4,4 тысячи несовершеннолетних, четверть из них - в возрасте до 13 лет. Наблюдается тенденция к укреплению связей со взрослой преступностью.
Остро стоит проблема социального сиротства: ежегодно в области выявляются до 700 беспризорных детей. Распространяются среди учащейся молодежи наркомания, проституция.
Эффективность школьного воспитания снижают современные средства массовой информации.
Многие дети испытывают серьезные психологические затруднения: страх, неуверенность в своих силах. Лишь 6 % из них обращаются за помощью к психологам, 11 % - к классным руководителям, воспитателям. Не обладая достаточной социальной компетенцией, подростки решают свои проблемы самостоятельно, часто совершая неадекватные действия и поступки.
Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга носит коммерческий характер и все чаще ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения.
Вместе с тем в учреждениях образования области наметилась устойчивая тенденция системного подхода к воспитанию, к созданию комфортной психологической атмосферы в коллективах. В образовательных учреждениях области больше внимания уделяется проблеме социального, профессионального самоопределения учащихся, развитию их социальной компетенции. В системе начального и среднего специального образования особое внимание стали уделять развитию профессионально важных качеств будущих специалистов, воспитанию их базовой культуры.
Образовательные учреждения были и остаются основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности.
В последние годы внимание к системе учреждений дополнительного образования (далее - УДО) детей значительно возросло, что подтверждает востребованность этой формы образования в обществе в целом. В настоящее время около 52 тысяч детей (39,3% от числа школьников области) постоянно занимаются любимым делом: художественным и техническим творчеством, экологией, физической культурой и спортом, туризмом, краеведением и т.д.
Большую часть сети составляют дома и центры детского и юношеского творчества, реализующие разнонаправленные дополнительные образовательные программы, а также спортивные школы и клубы физической подготовки. За ними следуют учреждения эколого-биологической, затем технической и туристско-краеведческой направленности.
Вместе с тем сложная социально-экономическая ситуация в области, хронический дефицит финансирования системы образования, разрушившиеся связи промышленных предприятий и образовательных учреждений негативно отразились в последние годы на сохранении сети и развитии учреждений дополнительного образования детей, особенно учреждений технического и туристского профиля, количество которых резко сократилось. Так, к 1990 году в области работали 17 станций юных техников, в настоящее время функционируют только 3 городских и одна сельская (Ромненский район).
В последние годы участились попытки реорганизации отдельных центров, детско-юношеских спортивных школ путем механического слияния с другими учреждениями, их переподчинения, что привело к потере целых направлений деятельности, снижению количественных и качественных показателей.
Более 80 % зданий, в которых находятся учреждения дополнительного образования детей, требуют капитального ремонта, а 11 % относятся к числу аварийных, хотя в них продолжают заниматься дети. Причина такого положения - отсутствие средств.
Нуждается в совершенствовании нормативное и правовое обеспечение системы дополнительного образования детей. Недостаточность и противоречивость имеющейся правовой базы не обеспечивают ее социальный статус, не гарантируют сохранение и защиту, ограничивают возможности ее развития.
Но главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах развития системы дополнительного образования детей, что становится сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций.